том случае, отмечал он, если оно будет глубоко педагогическим. [Там же., 131]. Талантливый педагог-новатор и психолог П. П. Блонский напутствовал учителей: «Для пас должно быть аксиомой, что воспитание должно быть не обработкой..., а внутренним стимулированием ребенка. Всякое воспитание будет только уродованием ребенка и организованным насилием» [26, 112]. Организованная им «Школа труда» исходила из того, что нужны активные, инициативные, сознательные, творческие личности. В содержании образования упор делался на политехнизм, профориентацию, связь с жизнью. В учебный процесс активно внедрялись опытно-исследовательские методы работы. Движение за демократическую, гуманистическую педагогику в российском обществе возникло и стало развиваться в противовес авторитарной педагогике, которая под педагогическим процессом понимала субъектно-объектное взаимодействие между учителем и учащимися. Причем, учитель выступает в качестве активного субъекта, а учащиеся — пассивного объекта педагогического процесса. Корни демократической педагогики имеют древние традиции. Характеризуя кредо демократически направленной педагогики, H.A. Добролюбов писал: «Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность и чтобы разумность эта ведома была не только учителю, но и самому ребенку ... Мы требуем, чтобы воспитатели выказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению» [70, 134]. Эти положения впоследствии стали основой развития российской гуманистической педагогики. Высшие цели воспитания и образования отечественные педагоги видели в развитии индивидуальности ребенка, уважительном отношении к нему. 46 |
дивидуализму, советовала сочетать коллективную деятельность с индивидуальной: "Считаясь с индивидуальностью ребенка, можно достигнуть очень больших результатов" [78,343]. Нарком просвещения РСФСР (1917-1929) А. В. Луначарский справедливо считал, что человек должен быть счастливым и других делать счастливыми. Этот тезис определял все его работы об образовании "Школа по Луначарскому инструмент, с помощью которого общество по собственному образцу и подобию производит "согражданина" [87,356]. Идейной основой строительства социалистической системы образования явилась у Луначарского "философия трудовой школы" концепция, охватывающая весь комплекс проблем созидания новой культуры [129,530]. Он писал, что школа должна стать организацией не только учения, но и всей жизни ребенка. "В народной школе ребенок должен прежде всего не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить" [116,142 ]. Известный педагог П. П. Блонский напутствовал учителей: "Для нас должно быть аксиомой, что воспитание должно быть не обработкой..., а внутренним стимулированием ребенка. Всякое воспитание будет только уродованием ребенка и организованным насилием" [116,229 ]. Организованная им "Школа труда" исходила из того, что нужны активные, инициативные, сознательные, творческие личности. В содержании образования упор делался на политехнизм, профориентацию, связь с жизнью. В учебный процесс активно внедрялись опытноисследовательские методы работы. Движение за демократическую, гуманистическую педагогику в российском обществе возникло и стало развиваться в противовес авторитарной педагогике, которая под педагогическим процессом понимала субъектно-объектное взаимодействие между учителем и учащи 1 3 мися. Причем, учитель выступает в качестве активного субъекта, а учащиеся пассивного объекта педагогического процесса. Корни демократической педагогики имеют древние традиции. Характеризуя кредо демократически направленной педагогики, Н. А. Добролюбов писал: "Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность и чтобы разумность эта ведома была не только учителю, но и самому ребенку ... Мы требуем, чтобы воспитатели высказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению" [41,493-514 ]. Эти положения впоследствии стали основой развития российской гуманистической педагогики. Высшие цели воспитания и образования отечественные педагоги видели в развитии индивидуальности ребенка, уважительном отношении к нему. Заметный след в истории отечественной педагогики и психологии оставил А. П. Нечаев (1870-1948). Личность рассматривается им как сложная структура, развивающаяся под влиянием наследственности, среды и, в особенности, воспитания. В новой школе, считал он, необходимо, чтобы процесс обучения содействовал развитию личности учащихся и учитывались индивидуапьные склонности и способности. Одним из первых он обратил внимание на личностный подход в обучении. Призывал педагогов строить воспитание на сильных сторонах душевной природы детей. Считая воспитание ведущим фактором становления личности, он писал: "Я не знал власти более могучей и силы более крепкой, чем власть и сила правильно поставленного воспитания" [105,4]. Работа в созданной им школе при Педагогической академии в Петербурге (1910) представляла совместную деятельность учителей, учащихся и их родителей. |