Заметный след в истории отечественной педагогики и психологии оставил А. П. Нечаев (1870-1948гг.). Личность рассматривается им как сложная структура, развивающаяся под влиянием наследственности, среды и, в особенности, воспитания. В новой школе, считал он, необходимо, чтобы процесс обучения содействовал развитию личности учащихся и учитывались индивидуальные склонности и способности. Одним из первых он обратил внимание на личностный подход в обучении. Призывал педагогов строить воспитание на сильных сторонах душевной природы детей. Считая воспитание ведущим фактором становления личности, он писал: «Я не знал власти более могучей и силы более крепкой, чем власть и сила правильно поставленного воспитания» [154,89]. Работа в созданной им школе при Педагогической академии в Петербурге (1910г.) представляла совместную деятельность учителей, учащихся и их родителей. Зародившиеся на рубеже XIX и XX веков экономические, политические и философско-экономические процессы привели к тому, что в начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Вот как описывал образ такой школы активный сторонник теории свободного воспитания И. И. Горбуиов-Посадов (1864-1940гг.). «В нашей школе, — писал он, — не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и глубокое уважение каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими товарищами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а 47 |
1 3 мися. Причем, учитель выступает в качестве активного субъекта, а учащиеся пассивного объекта педагогического процесса. Корни демократической педагогики имеют древние традиции. Характеризуя кредо демократически направленной педагогики, Н. А. Добролюбов писал: "Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность и чтобы разумность эта ведома была не только учителю, но и самому ребенку ... Мы требуем, чтобы воспитатели высказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению" [41,493-514 ]. Эти положения впоследствии стали основой развития российской гуманистической педагогики. Высшие цели воспитания и образования отечественные педагоги видели в развитии индивидуальности ребенка, уважительном отношении к нему. Заметный след в истории отечественной педагогики и психологии оставил А. П. Нечаев (1870-1948). Личность рассматривается им как сложная структура, развивающаяся под влиянием наследственности, среды и, в особенности, воспитания. В новой школе, считал он, необходимо, чтобы процесс обучения содействовал развитию личности учащихся и учитывались индивидуапьные склонности и способности. Одним из первых он обратил внимание на личностный подход в обучении. Призывал педагогов строить воспитание на сильных сторонах душевной природы детей. Считая воспитание ведущим фактором становления личности, он писал: "Я не знал власти более могучей и силы более крепкой, чем власть и сила правильно поставленного воспитания" [105,4]. Работа в созданной им школе при Педагогической академии в Петербурге (1910) представляла совместную деятельность учителей, учащихся и их родителей. 1 6 Он выступает за единство гармонии и целей жизни ребенка в школе. Ребенок является истинным субъектом всех образовательновоспитательных процессов [19,71]. Педагог должен видеть в учениках продолжателей духовной работы, совершаемой человечеством. Поэтому, подобно тому, как человечество искало, творило, создавало, открывало, дайте возможность и детям искать, творить, создавать, открывать" [19,73)]. Зародившиеся на рубеже XIX и XX веков экономические, политические и философско-экономические процессы привели к тому, что в начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Вот как описывал образ такой школы активный сторонник теории свободного воспитания И. И. Горбунов-Посадов (1864-1940). "В нашей школе, писат он, не будет места никакому насилию. Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились. Там в основу всего будет положена любовь и глубокое уважение каждого взрослого человека. Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими товарищами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями. Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова из классного списка, безличную часть школьного стада. Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума. Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать. Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное едине |