Проверяемый текст
Шизбухова, Аза Михайловна; Развитие школы-лицея как инновационного образовательного учреждения (Диссертация 2000)
[стр. 48]

не Сидорова, Петрова, Иванова из классного списка, безличную часть школьного стада.
Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума.
Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать.
Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное единение,
взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками — товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования» [61, 430-431].
В организации и осуществлении построения научных основ гуманистической педагогики активно участвовал С.
Т.
Шацкий (1878-1934), начавший свою педагогическую деятельность созданием первых в России клубов для детей и подростков (1905г.), а в 1911 году организовавший на общественных началах летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь».
После 1917г.
он стал создавать опытно-экспериментальную школу нового типа.
В основу его теоретической концепции легла идея «открытой школы, центра воспитания детей в социальной среде».

[232, 245].
Его по праву можно считать одним из организаторов советской системы народного образования.
Для него совершенно естественным было самообразование, расширение кругозора, овладение педагогической техникой, педагогическим искусством.
Он справедливо полагал, что эволюция системы образования невозможна без этого, а главное — без любви и преданности делу.
И хотя термин «гуманизация» в 20-е годы не употреблялся, но многим педагогам (П.
П.
Блонский, А.
П.
Нечаев, К.
Н.
Вентцель и др.) было свойственно стремление к объединению воспитания и обучения.
Педагог, по их мнению, должен суметь организовать «жизненное пространство ребенка, в котором последний чувствовал бы себя комфортно и независимо.
«Центром педагогической вселенной» считали они личность ученика.
Эту «зону свободного развития» как ценностную ориентацию учебно-воспитательного
48
[стр. 16]

1 6 Он выступает за единство гармонии и целей жизни ребенка в школе.
Ребенок является истинным субъектом всех образовательновоспитательных процессов [19,71].
Педагог должен видеть в учениках продолжателей духовной работы, совершаемой человечеством.
Поэтому, подобно тому, как человечество искало, творило, создавало, открывало, дайте возможность и детям искать, творить, создавать, открывать" [19,73)].
Зародившиеся на рубеже XIX и XX веков экономические, политические и философско-экономические процессы привели к тому, что в начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность.
Вот как описывал образ такой школы активный сторонник теории свободного воспитания И.
И.
Горбунов-Посадов (1864-1940).
"В нашей школе, писат он, не будет места никакому насилию.
Никакому принуждению над детской душой, во имя чего бы они ни производились.
Там в основу всего будет положена любовь и глубокое уважение каждого взрослого человека.
Там учителя будут не насильниками, а старшими товарищами учащихся, не педагогическими товарищами, начиняющими ученические мозги фаршем учебников, но сотрудниками их в деле искания истины и знаний, с любовью помогающими им своим опытом и познаниями.
Такие учителя будут видеть в каждом ребенке отдельную личность, живую человеческую душу со всем скрытым в ней бесконечным духовным миром, а не Сидорова, Петрова, Иванова из классного списка, безличную часть школьного стада.
Они будут выше всего ценить проявление духа ребенка, самостоятельную работу его ума.
Они будут посвящать больше всего времени и заботы изучению запросов, сил, способностей своих учеников, чтобы знать, что они, учителя, должны делать и чего не делать.
Но главным делом будет для них то, чтобы установить духовное едине


[стр.,17]

ние, взаимное доверие, искреннее равенство между ними и их учениками товарищами, без чего не может быть никакой истинной взаимопомощи в работе воспитания и образования" [33,430-431].
В организации и осуществлении построения научных основ гуманистической педагогики активно участвовал С.
Т.
Шацкий (18781934), начавший свою педагогическую деятельность созданием первых в России клубов для детей и подростков (1905г.), а в 1911 году организовавший на общественных началах летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь".
После 1917г.
он стал создавать опытно-экспериментальную школу нового типа.
В основу его теоретической концепции легла идея "открытой школы, центра воспитания детей в социальной среде".

[129,575-576 ].
Его по праву можно считать одним из организаторов советской системы народного образования.
Для него совершенно естественным было самообразование, расширение кругозора, овладение педагогической техникой, педагогическим искусством.
Он справедливо полагал, что эволюция системы образования невозможна без этого, а главное без любви и преданности делу.
И хотя термин "гуманизация" в 20-е годы не употреблялся, но многим педагогам (П.
П.
Блонский, А.
П.
Нечаев, К.
Н.
Вентцель и др.) было свойственно стремление к объединению воспитания и обучения.
Педагог, по их мнению, должен суметь организовать "жизненное пространство ребенка, в котором последний чувствовал бы себя комфортно и независимо.
"Центром педагогической вселенной" считали они личность ученика.
Эту "зону свободного развития" как ценностную ориентацию учебно-воспитательного
процесса никто из учителей не имел права нарушить неделикатным вторжением.
Организация "свободного пространства" ребенка позволяла полно и ярко проявить сущностные силы ученика, создать для него здоровый морально-психологический климат в процессе образования и воспитания.

[Back]