свободного ребенка», то В.А. Сухомлинским — в виде «Школы радости», Ш.А. Амоношвили — в виде «Школы жизни». В отчете о своей творческой встрече педагоги-новаторы написали: «То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для пас стало житейской необходимостью: мы должны нашим детям дать новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если нет способов к принуждению на всеобщий интерес к предмету и если мы, реалисты, не хотим прятаться от действительности — то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития» [112, 67]. Появились первые публикации, статьи, пособия, монографии, в которых обсуждались средства, методы, применяемые учителяминоваторами для побуждения детей к учению без принуждения: постановка трудной цели, сотрудничество учителей и учеников, использование опорных сигналов, безотметочное учение, качественная оценка результатов деятельности учеников, опережающее обучение, подача учебного материала крупными блоками, отношение к уроку как к со-творчеству учителей и учеников, развитие способности к адекватной самооценке, самоанализу, защита прав и свобод ребенка и многое другое. Эти положения стали основой гуманно-личностного подхода в «Школе жизни» Ш. А. Амонашвили. Автор выделяет шесть особенностей учебного процесса. Во-первых, внутренняя преемственность созидательной деятельности окружающей природы и воспитателя; вовторых, целостность образовательного процесса как целостность жизни ребенка; в-третьих, урокаккумулятор как ведущая форма жизни, а не только учения; в-четвертых, сотрудничество учителя с учащимися; в-пятых, безотметочное обучение с одновременным развитием у детей способности к оценочной деятельности; в-шестых, особая гуманная миссия учителя. Высшей заботой учителя должно 54 |
2 3 странением передового педагогического опыта. Нужны были новые условия. Возникла задача: как в реальной жизни с помощью знаний изменить систему социальных ценностей, обеспечить полноценное индивидуальное развитие личности ребенка? Возможные ее решения показали учителя экспериментаторы 80-х годов (М. А. Амонашвили, И. П. Волков, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, М. П. Щетинин, В. Ф. Шаталов и др.). Если образ идеальной школы был нарисован К. Н. Вентцелем в виде ’’Дома свободного ребенка”, то В.А. Сухомлинским в виде "Школы радости", Ш. А. Амоношвили в виде "Школы жизни". В отчете о своей творческой встрече педагоги-новаторы написали: "То, что веками повторяли выдающиеся педагоги-гуманисты, что прежде было мечтой, то для нас стало житейской необходимостью: мы должны нашим детям дать новые стимулы, которые лежат в самом учении. Если внешних побуждений к учению почти нет, если нет способов к принуждению на всеобщий интерес к предмету и если мы, реалисты, не хотим прятаться от действительности то перед нами лишь один путь: мы должны вовлекать детей в общий труд учения, вызывать у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития" [ПО]. Появились первые публикации, статьи, пособия, монографии, в которых обсуждались средства, методы, применяемые учителяминоваторами для побуждения детей к учению без принуждения: постановка трудной цели, сотрудничество учителей и учеников, использование опорных сигналов, безотметочное учение, качественная оценка результатов деятельности учеников, опережающее обучение, подача учебного материала крупными блоками, отношение к уроку как к со творчеству учителей и учеников, развитие способности к адекватной самооценке, самоанализу, защита прав и свобод ребенка и многое другое. Эти положения стали основой гуманно-личностного подхода в "Школе жизни" Ш. А. Амонашвили. Автор выделяет шесть особенностей учебного процесса. Во-первых, внутренняя преемственность созидательной деятельности окружающей природы и воспитателя; вовторых, целостность образовательного процесса как целостность жизни ребенка; в-третьих, урок-аккумулятор как ведущая форма жизни, а не только учения; в-четвертых, сотрудничество учителя с учащимися; в-пятых, безотметочное обучение с одновременным развитием у детей способности к оценочной деятельности; в-шестых, особая гуманная миссия учителя. Высшей заботой учителя должно стать очеловечивание среды вокруг каждого ребенка, гуманизация социума и самого педагогического процесса. Учитель должен быть ответственен за судьбу каждого ребенка, любить его и видеть в каждом будущего гения. Многолетний опыт работы привел Ш. А. Амонашвили к убеждению, что задачи образования решаются двумя путями императивным и гуманным. Императивное обучение строится без учета личностных особенностей и желаний ученика. При таком обучении учитель настроен на борьбу, а не на сотрудничество, на принуждение, строгие требования и императив, а не на сотворчество. Личностно-ориентированный подход состоит в оптимизме учителя, который в своих учениках способен видеть самостоятельных, способных, добровольно и с увлечением обучающихся свободных субъектов учения. И если у ребенка отсутствуют личностный смысл и |