функцию. Кроме цели собственного физического развития, занятия физической культурой и спортом служат общекультурному, целостному, гармоничному развитию человека, являясь показателем образа жизни и духовности, как отдельной личности, так и общества в целом. Соответственно, возрастает необходимость рассматривать физическую культуру как интегрированную в общую культуру личности, как равноправный ее элемент, с одной стороны, и стимулирующий развитие других, со второй. То есть в процессе физической подготовки можно развивать не только физические качества, но и чувства, мысли и регуляцию собственной деятельности. Таким образом, мы говорим о духовнофизическом развитии человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, о единстве телесной (физической) его природы и духовной. Речь идет о том, что будущий специалист с высшим образованием из субъекта, потребляющего средства физической культуры, превращается в объект воздействия со стороны физической культуры и, которая влияет на духовный, физический и психологический статус. Меняя состояния обучающегося, физическая культура меняет и отношения, возникающие между людьми, поскольку состояния и отношения людей всегда теснейшим образом взаимосвязаны. Но, управляя своим состоянием в процессе физического развития, регулируя их продолжительность и характер, обучающийся меняет и отношения: с самим собой, с окружающими людьми, миром, т.е. воспитывает духовную культуру. В сфере физической культуры духовность реализуется в процессе единения идеальной (внутренней) и наглядно воспринимаемой (внешней) сторон физкультурной деятельности [29]. Она обусловлена приоритетным развитием культуры мышления, воображения и чувств в процессе совместной деятельности занимающихся в связи с освоением двигательного действия, сущность которого связывается с моторной и духовной сторонами. Именно в процессе духовной практической деятельности до начала выполнения двигательного действия (в процессе и в результате его), включающего обмен смыслами и ценностями, связанными с системой 78 |
настоящее время физическое воспитание выполняет компенсаторную функцию. Кроме цели собственного физического развития, занятия физической культурой и спортом служат общекультурному, целостному, гармоничному развитию человека, являясь показателем образа жизни и духовности как отдельной личности, так и общества в целом. Соответственно, возрастает необходимость рассматривать физическую культуру как интегрированную в общую культуру личности, как равноправный ее элемент, с одной стороны, и стимулирующий развитие других, со второй. То есть в процессе физического воспитания можно развивать не только физические качества, но и чувства, мысли и регуляцию собственной деятельности. Таким образом, мы говорим о духовно-физическом развитии человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, о единстве телесной (физической) его природы и духовной. Речь идет о том, что будущий педагог из субъекта, потребляющего средства физической культуры, превращается в объект воздействия со стороны физической культуры и, которая влияет на духовный, физический и психологический статус. Меняя состояния студента, физическая культура меняет и отношения, возникающие между людьми, поскольку состояния и отношения людей всегда теснейшим образом взаимосвязаны. Но, управляя своим состоянием в процессе физического воспитания, регулируя их продолжительность и характер, студент меняет и отношения: с самим собой, с окружающими людьми, миром, т.е. воспитывает духовную культуру. В сфере физической культуры духовность реализуется в процессе единения идеальной (внутренней) и наглядно воспринимаемой (внешней) сторон физкультурной деятельности. Она обусловлена приоритетным развитием культуры мышления, воображения и чувств в процессе совместной деятельности занимающихся в связи с освоением двигательного действия, сущность которого связывается с моторной и духовной сторонами. Именно в процессе духовной практической деятельности до начала выполнения двигательного действия (в процессе и в результате его), включающего обмен смыслами и 97 время физическое воспитание выполняет компенсаторную функцию. Кроме цели собственного физического развития, занятия физической культурой и спортом служат общекультурному, целостному, гармоничному развитию человека, являясь показателем образа жизни и духовности как отдельной личности, так и общества в целом. Подобная логика анализа позволяет для реформирования образовательного пространства педагогического учебного заведения включить следующие положения: проектирование здорового образа жизни как основы социального реформирования сферы профессионального педагогического образования; разработка стратегии реформирования системы образования, способствующей переходу от адаптивной парадигмы «знаний, умений, навыков» — к парадигме «здоровьетворческого развивающего образования»; изменение общественного статуса здоровья и здорового образа жизни в образовательном пространстве педагогического учебного заведения. Учитывая, что психолого-педагогическая природа обучения на всех дисциплинах педагогического учебного заведения едина, можно говорить, по нашему мнению, о существовании общего метода решения проблем организации процесса обучения на основе единой логической схемы единой модели построения учебно-воспитательного процесса на основе всеобщей структуры деятельности. Такой подход обеспечивает объединение всего процесса обучения в единую интегративную, целостную методическую систему организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. 108 |