Новиков, В.И. Столяров, B.C. Бальсевич). А в системе физического воспитания акцентируются механизмы и эффекты влияния на развитие ума, совершенствование чувств и социального поведения, нравственности и духовности. Далее с начала 90-ых годов в работах различных исследователей по физической культуре освещаются различные аспекты валсологического воспитания. Так, М.Я. Виленский рассматривает вопросы здорового образа жизни студентов и социально-педагогические детерминанты его формирования [45,46]; В.И. Жолдак, в рамках социокультурных исследований, изучает спортивно-валеологическое направление [79]; В.К. Бальсевич и Л,И. Лубышева разрабатывают концепцию формирования физической культуры человека, определяют ее валеологические ценности в здоровом стиле жизни [18,114]. Исследователи отмечают, что одним из вариантов решения здоровьетворческих задач становятся занятия физической культурой и спортом, которые нейтрализуют нездоровый интерес молодежи к вредным привычкам, формируют здоровый образ жизни и навыки культуры общения [29,77,114]. Одновременно, профессионализация, коммерциализация и другие тенденции развития спорта приводят к тому, что гуманистические начала утрачивают свои ведущие позиции в этой сфере социальной жизни и культуры. Большую ценность в пропаганде и практической реализации гуманистических начал современного спорта и физической культуры имеет серия работ, подготовленных научной школой профессора В.И. Столярова: пять сборников под общим названием «Спорт. Духовность. Культура» [159]. Эти научные исследования выявляют новую тенденцию в развитии взглядов на данные социально значимые сферы деятельности людей. В выделенных работах рассматривается самый широкий комплекс важных, актуальных вопросов: спорт как культурный феномен в его отношениях с игрой, искусством и трудом; влияние социальных изменений на спорт, а также его место в культуре на различных этапах общественного 82 |
четвертый аспект отражает неразрывную связь физкультурного знания с человеческими знаниями вообще, физической культуры —с общей культурой (В.К. Бальсевич). В связи с последним аспектом, в этот период намечается качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры. Все чаще говорится о физической культуре не только как об абстрагированном социальном феномене, но и как о свойстве личности (H.H. Визитей, Б.И. Новиков, В.И. Столяров, B.C. Бальсевич). А в системе физического воспитания акцентируются механизмы и эффекты влияния на развитие ума, совершенствование чувств и социального поведения, нравственности и духовности. С 90-ых годов в работах специалистов по физической культуре освещаются различные аспекты валеологического воспитания. Так, М.Я. Виленский рассматривает вопросы здорового образа жизни студентов и социальнопедагогические детерминанты его формирования [79; 80; 81]; В.И. Жолдак, в рамках социокультурных исследований, изучает спортивно-валеологическое направление [136; 137]; В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева разрабатывают концепцию формирования физической культуры человека, определяют ее валеологические ценности в здоровом стиле жизни [27; 28; 29; 226; 227; 228 и др.]. Исследователи отмечают, что одним из вариантов решения здоровьетворческих задач становятся занятия физической культурой и спортом, которые нейтрализуют нездоровый интерес молодежи к вредным привычкам, формируют здоровый образ жизни и навыки культуры общения [48; 49; 159]. Одновременно, профессионализация, коммерциализация и другие тенденции развития спорта приводят к тому, что гуманистические начала утрачивают свои ведущие позиции в этой сфере социальной жизни и культуры. В этой связи, большую ценность в пропаганде и практической реализации гуманистических начал современного спорта и физической культуры имеет серия работ, подготовленных научной школой профессора В.И. Столярова: пять сборников под общим названием «Спорт. Духовность. Культура» [127; 128; 129; 130; 131]. Эти научные исследования выявляют новую тенден85 цию в развитии взглядов на данные социально значимые сферы деятельности людей. Во-первых, в этих работах рассматривается широкий комплекс важных, актуальных вопросов: спорт как культурный феномен в его отношениях с игрой, искусством и трудом; влияние социальных изменений на спорт, а также его место в культуре на различных этапах общественного развития; олимпизм как социально-культурный феномен; пути гуманизации, «очеловечивания», современного спорта на основе нового проекта под названием «БрАх! (Спорт. Духовность. Искусство)» и первые результаты ее практической реализации; перспективы развития физической культуры и спорта как явлений культуры в третьем тысячелетии. Во-вторых, исследуются важные и актуальные вопросы по теме «Спорт и искусство»: место спорта и искусства в системе культурных ценностей; можно ли интегрировать спорт и искусство как два элемента культуры; каковы основные направления и пути этой интеграции; анализируются природа спорта и его взаимоотношение с искусством, процесс становления современного спорта как феномена культуры, основные тенденции его развития; уточняется теоретико-методологическая база решения проблемы места спорта в системе явлений культуры, анализируется сама эта проблема, показывается противоречивый характер отношения спорта к современной культуре, особенности спортивной субкультуры; ставится задача уточнить содержание, обосновать необходимость и показать реальную возможность интеграции спорта и искусства как двух элементов современной культуры, обобщить и систематизировать практический опыт, накопленный в этом плане в нашей стране и за рубежом. В третьих, исследования посвящены анализу «спартианской» системы воспитания, образования и организации досуга различных групп населения; в нем попытка критически осмыслить и обобщить пятилетний опыт создания этой системы на основе проекта «СпАрт»; излагается программа целостного гуманистического воздействия физкультурно-спортивной деятельности на 86 |