развития; олимпизм как социально-культурный феномен; перспективы развития физической культуры и спорта как явлений культуры в третьем тысячелетии. В этот же период времени исследуются важные и актуальные вопросы по теме «Спорт и искусство»: место спорта и искусства в системе культурных ценностей; можно ли интегрировать спорт и искусство как два элемента культуры; каковы основные направления и пути этой интеграции; анализируются природа спорта и его взаимоотношение с искусством и др. Некоторые исследования при этом посвящены анализу «спартанской» системы воспитания, образования и организации досуга различных групп населения. В них предпринята попытка критически осмыслить и обобщить пятилетний опыт создания этой системы на основе проекта «СпАрт», где излагается программа целостного гуманистического воздействия физкультурно-спортивной деятельности на школьников и студентов и программа социальной поддержки населения средствами физической культуры. В различных по времени публикациях проводится анализ практического решения таких важных и необычайно сложных проблем>как гуманизация спорта высших достижений и использование спорта в целях социальной интеграции и реабилитации инвалидов, а также для оказания целостного гуманистического воздействия на детей дошкольного возраста; излагается программа гуманизации современных олимпийских игр, трансформация их в так называемые «мягкие игры». Научные материалы, представленные в серии «Спорт. Духовность. Культура», которую подготовил Гуманитарный Центр «СпАрт», вносят серьезный вклад в понимание физической культуры и спорта как социальнокультурных феноменов, способных не только совершенствовать физически, но и развивать духовно [73]. В дальнейшем, в начале 2000-ых годов переосмысливаются базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат теории физической культуры [127]; выдвигаются концепции подготовки специалистов по 83 |
цию в развитии взглядов на данные социально значимые сферы деятельности людей. Во-первых, в этих работах рассматривается широкий комплекс важных, актуальных вопросов: спорт как культурный феномен в его отношениях с игрой, искусством и трудом; влияние социальных изменений на спорт, а также его место в культуре на различных этапах общественного развития; олимпизм как социально-культурный феномен; пути гуманизации, «очеловечивания», современного спорта на основе нового проекта под названием «БрАх! (Спорт. Духовность. Искусство)» и первые результаты ее практической реализации; перспективы развития физической культуры и спорта как явлений культуры в третьем тысячелетии. Во-вторых, исследуются важные и актуальные вопросы по теме «Спорт и искусство»: место спорта и искусства в системе культурных ценностей; можно ли интегрировать спорт и искусство как два элемента культуры; каковы основные направления и пути этой интеграции; анализируются природа спорта и его взаимоотношение с искусством, процесс становления современного спорта как феномена культуры, основные тенденции его развития; уточняется теоретико-методологическая база решения проблемы места спорта в системе явлений культуры, анализируется сама эта проблема, показывается противоречивый характер отношения спорта к современной культуре, особенности спортивной субкультуры; ставится задача уточнить содержание, обосновать необходимость и показать реальную возможность интеграции спорта и искусства как двух элементов современной культуры, обобщить и систематизировать практический опыт, накопленный в этом плане в нашей стране и за рубежом. В третьих, исследования посвящены анализу «спартианской» системы воспитания, образования и организации досуга различных групп населения; в нем попытка критически осмыслить и обобщить пятилетний опыт создания этой системы на основе проекта «СпАрт»; излагается программа целостного гуманистического воздействия физкультурно-спортивной деятельности на 86 школьников и студентов и программа социальной поддержки населения средствами физической культуры; содержится характеристика «новых игр», которые не предполагают разделения участников на победителей и побежденных и ориентированы на юмор и творчество; анализируется новый проект под названием «Фамилиада», разработанный в Германии и связанный с организацией семейных соревнований. В четвертых, в публикациях проводится анализ практического решения таких важных и необычайно сложных проблем, как гуманизация спорта высших достижений и использование спорта в целях социальной интеграции и реабилитации инвалидов, а также для оказания целостного гуманистического воздействия на детей дошкольного возраста; излагается программа гуманизации современных олимпийских игр, трансформация их в так называемые «мягкие игры». Научные материалы, представленные в серии «Спорт. Духовность. Культура», которую подготовил Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, вносят серьезный вклад в понимание физической культуры и спорта как социально-культурных феноменов, способных не только совершенствовать физически, но и развивать духовно. В дальнейшем, в начале 2000-ых годов переосмысливаются базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат теории физической культуры [269]; выдвигаются концепции подготовки специалистов по физической культуре [90; 230] и их переподготовки в системе среднего профессионального образования [21]; анализируется логика модернизации всей системы подготовки педагогов данной специализации [259; 260]; разрабатываются личностно ориентированные технологии физкультурного образования в школе [33] и в вузе [290; 341]; исследуются интегративные тенденции и сущность физической культуры [243; 270]. Таким образом, в структуре физического совершенства личности на современном этапе развития общества в последние 15-20 лет все более отчетливо проявляется тенденция перехода от развития физических (не исключая их) |