84 интерактивном режиме. Для обоснования сделанного нами выбора обратимся к анализу понятий в области теории принятия решений; основываясь при этом на изложении данного вопроса в работах [69, с. 76]. Под принятием решений принято понимать особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий. В общем случае в процессе принятия решения люди могут играть разные роли: лицо, принимающее решение (ЛПР); владелец проблемы; участник активной группы; член группы, принимающий согласованные решения; эксперт; консультант по принятию решений; помощник ЛПР. Поведение человека в задачах принятия решения имеет специфику, определяемую характеристиками человеческой системы переработки информации. Для понимания особенностей и механизма выполнения перечисленных ролей обратимся к понятиям и концепциям изучающей эти характеристики когнитивной психологии, где принято различать три основных этапа переработки информации в памяти человека: получение информации из внешнего мира (кодирование), сохранение информации в памяти (хранение) и получение информации из памяти (извлечение) [73, с.117]. В соответствии с моделью памяти, предложенной Р. Аткинсоном и Р. Шифриным [34, с. 285], существует три вида памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Виды памяти различаются временем удержания и объемом запоминаемого материала, способом уровнем организации хранимой информации. Информация из кодирования и поступает в сенсорные регистры, где хранится около трети секунды. Далее она поступает в кратковременную память, где подвергается кодированию и может повторениях или вытесняется другой, или Далее информация поступает в долговременную память, в которой она может храниться «сколь угодно долго». Трехкомпонентную модель памяти можно сопоставить устройству компьютера и выделить ее подсистемы: ввод информации, оперативная память, запоминающие устройства. |
способствовать создание и распространение поддерживающих их компьютерных технологий [74; 147; 150; 180; 239; 44; 166]. К таким программам, в частности, относится используемая нами экспертная система Expert Decide версии 2.2, основанная на алгоритмах МАИ и специально предназначенная для проведения опроса групп экспертов в интерактивном режиме. Для обоснования данного выбора обратимся к анализу понятий в области теории принятия решений; основываясь при этом на изложении данного вопроса в работах [104; 219]. Под принятием решений принято понимать особый процесс человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий [104]. В общем случае в процессе принятия решения люди могут играть разные роли: лицо, принимающее решение (ЛИР); владелец проблемы; участник активной группы; член группы, принимающий согласованные решения; эксперт; консультант по принятию решений; помощник ЛПР. Поведение человека в задачах принятия решения имеет специфику, определяемую характеристиками человеческой системы переработки информации. Для понимания особенностей и механизма выполнения перечисленных ролей рассмотрим понятия и концепции изучающей эти характеристики когнитивной психологии, где принято различать три основных этапа переработки информации в памяти человека: получение информации из внешнего мира (кодирование), сохранение информации в памяти (хранение) и получение информации из памяти (извлечение) [104]. В соответствии с моделью памяти, предложенной Р. Аткинсоном и Р. Шифриным [10; 32; 91], существуют следующие три вида памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная. Виды памяти различаются временем удержания и объемом запоминаемого материала, способом кодирования и уровнем организации хранимой информации. Информация из внешнего мира поступает в сенсорные регистры, где хранится около трети секунды. Затем она поступает в кратковременную память, где подвергается кодированию и может храниться до 30 с, а при повторениях и дольше. Без повторений информация вытесняется другой или «угасает». Далее информация поступает в долговременную память, в которой она может храниться «сколь угодно долго» [203, с.86-87]. Трехкомпонентную модель памяти можно сопоставить устройству компьютера и выделить ее подсистемы: ввод информации, оперативная память, запоминающие устройства (рис. 2.2). Рисунок 2.2— Трехкомпонентная модель памяти Процесс принятия решения, по мнению психологов, определяется особенностями кратковременной памяти человека. В соответствии с вышеприведенной моделью, в кратковременную память поступает информация как из окружающего мира, так и из долговременной памяти. А поскольку человек контролирует операции над информацией, хранимой в кратковременной памяти, то отсюда следует ее превалирующая роль, более того, «содержание кратковременной памяти иногда отождествляется с содержанием сознания» [203, с. И 8]. Важнейшей характеристикой кратковременной памяти является ее объем, определяемый количеством одновременно сохраняемых в ней элементов. В этой связи указывается «магическое число 7+2», ограничивающее возможности |