свободного времени между солдатами и офицерами, когда каждый приобретает возможность раскрыть свои лучш ие качества, продемонстрировать знание литературы, владение музыкальным инструментом или кистью художника, умение проявить оригинальность мышления, юмор, коммуникабельность. В современных условиях контраст между стремлением рациональнее и эффективнее организовать выполнение служебных функций и недостаточной организованностью в личном и общ ественном досуге, нерациональном его использовании представляется все более нетерпимым. Разумеется, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от уровня его культуры, развитости интересов и моральных качеств. Однако было бы ошибкой думать, что досуг в современном обществе может сущ ествовать и развиваться без необходимой научной организации. Дело в том, что деятельность человека в свободное время, его умонастроения определяю тся рядом социальных условий: окружаю щ ей его культурной средой, пространством вокруг его дома, сетью культурно-бытовых учреждений, транспортом, возможностями для общ ения с соседями и друзьями. Даже возможность быть одному лиш ь в малой степени зависит от намерений человека. У молодых военнослужащ их досуг, как правило, проходит непосредственно по месту службы и в малой степени в условиях увольнения. И главная педагогическая задача сводится к тому, чтобы создать в казарме благоприятную культурную среду, духовное пространство, где человек чувствует себя уютно и комфортно. Не менее важно выработать у воина духовно-эстетическую установку на проведение свободного времени в период увольнения, и здесь необходимо учитывать ряд принципиально важных факторов и аспектов. Первый из них заключается в сущ ествовании конкретных общественных и личных условий, создающих реальность досуга. Ряд жизненных обстоятельств может приводить к сокращению и даж е вообщ е к вытеснению |
97 Приступая к формирующему социально-педагогическому эксперименту по формированию досуговой культуры молодых военнослужащих, мы исходим из того, что досуг является органичной частью социальной жизни человека и высгупает как особый вид его деятельности в рамках свободного времени; досуг это сфера формально нерегламентированной в значительной мере поисково-экспериментальной деятельности, определяемой интересами, потребностями и увлечениями личности; досуг это социологическая категория, имеющая конкретноисторическое содержание. Она тесно связана с другими категориями, такими, как образ жизни, интересы и потребности; целенаправленный досуг категория педагогическая, выступающая как действенное средство стимулирования разностороннего развития личности. Многие виды занятий первоначально родились в сфере досуга как любительство. Авиация и космонавтика, археология и геология, зоология и ботаника, машиностроение, письменность, народное творчесгво и различные виды искусства возникли из увлечений и размышлений людей в сфере досуга. Наконец, все существеннее становится роль досуга в стабилизации и укреплении различных социальных институтов, в том числе и семьи. Совместное проведение досуга супругами, родителями и детьми становится одним из важных скрепляющих факторов. В современных условиях контраст между стремлением рациональнее и эффективнее организовать труд и недостаточной организованностью в личном и общественном aocyi'C, нерациональном его использовании представляется все более нетерпимым Разумеется, эффективность использования досуга во многом зависит от самого человека, от уровня его культуры, развитости интересов и моральных качеств. Однако было бы ошибкой думать, что досуг в современном обществе может 4 * * существовать и развиваться без необходимой научной организации. Дело в том, что деятельность человека в свободное время, его умонастроения определяются рядом социальных условий: окружающей его культурной средой, пространством вокруг его дома, сетью культурно-бытовых учреждений, транспортом, возможностями для общения с соседями и друзьями. Даже возможность быть одному лишь в малой степени зависит от намерений человека. У молодых военнослужащих досуг, как правило, проходит непосредственно по месту службы и в малой степени в условиях увольнения. И главная педагогическая задача сводится к тому, чтобы создать в казарме благоприятную культурную среду, духовное пространство, где человек чувствует себя уютно и комфортно Не менее важно выработать у воина духовно-эстетическую установку на проведение свободного времени в период увольнения, и здесь необходимо учитывать ряд принципиально важных факторов и аспектов. Первый из них заключается в существовании конкретных общественных и личных условий, создающих реальность досуга. Ряд жизненных обстоятельств может приводить к сокращению и даже вообще к вытеснению досуга, сводить ею к минимуму Эта неритмичность досуга, своего рода «пульсация», создаст определенные трудности в его использовании Второй аспект относится к пространственной системе культуры, ее разнообразию и размещению. Чем богаче культурная среда, тем шире диапазон возможностей, тем разнообразнее духовная жизнь. Третий аспект характеризуег отношение самой личности к использованию досуга. Можно жить в благоприятной культурной среде и оставаться примитивным человеком. Для военнослужащих необходимо учитывать и такой фактор, как отдаленность ряда гарнизонов от сложившейся в городах инфраструктуры социально98 |