к досуга, сводить его к минимуму. Эта неритмичность досуга, своего рода «пульсация», создает определенные трудности в его использовании. Второй аспект относится к пространственной системе культуры, ее разнообразию и размещению. Чем богаче культурная среда, тем шире диапазон возможностей, тем разнообразнее духовная жизнь. Третий аспект характеризует отнош ение самой личности к использованию досуга. М ожно жить в благоприятной культурной среде и оставаться примитивным человеком. Для военнослужащ их необходимо учитывать и такой фактор, как отдаленность ряда гарнизонов от сложившейся • в городах инфраструктуры социально-культурной сферы. Однако, как показывает практика, удаленность же от учреждений культуры, хотя и затрудняет культурное развитие человека, тем не менее вовсе не обязательно ведет к снижению интенсивности его духовной жизни. Истоки проблем, связанных с организацией досуга, леж ат в сфере действия как объективных, так и субъективных факторов. Как показал поисково-констатирующий этап нашего исследования: К объективным факторам можно отнести: общий недостаток свободного времени; недостаточное развитие материально-технической базы досуга; недостатки в организации досуга; Субъективные факторы в первую очередь отражают: отсутствие или недопустимо низкий уровень духовных интересов и потребностей человека; невнимание офицеров к досугу солдат; низкий уровень досуговой культуры, отсутствие умений и навыков самоорганизации своего свободного времени. 138 |
4 * * существовать и развиваться без необходимой научной организации. Дело в том, что деятельность человека в свободное время, его умонастроения определяются рядом социальных условий: окружающей его культурной средой, пространством вокруг его дома, сетью культурно-бытовых учреждений, транспортом, возможностями для общения с соседями и друзьями. Даже возможность быть одному лишь в малой степени зависит от намерений человека. У молодых военнослужащих досуг, как правило, проходит непосредственно по месту службы и в малой степени в условиях увольнения. И главная педагогическая задача сводится к тому, чтобы создать в казарме благоприятную культурную среду, духовное пространство, где человек чувствует себя уютно и комфортно Не менее важно выработать у воина духовно-эстетическую установку на проведение свободного времени в период увольнения, и здесь необходимо учитывать ряд принципиально важных факторов и аспектов. Первый из них заключается в существовании конкретных общественных и личных условий, создающих реальность досуга. Ряд жизненных обстоятельств может приводить к сокращению и даже вообще к вытеснению досуга, сводить ею к минимуму Эта неритмичность досуга, своего рода «пульсация», создаст определенные трудности в его использовании Второй аспект относится к пространственной системе культуры, ее разнообразию и размещению. Чем богаче культурная среда, тем шире диапазон возможностей, тем разнообразнее духовная жизнь. Третий аспект характеризуег отношение самой личности к использованию досуга. Можно жить в благоприятной культурной среде и оставаться примитивным человеком. Для военнослужащих необходимо учитывать и такой фактор, как отдаленность ряда гарнизонов от сложившейся в городах инфраструктуры социально98 99 культурной сферы Однако, как показывает практика, удаленность же от учреждений культуры, хотя и затрудняет культурное развитие человека, тем не менее, вовсе нс обязательно ведет к снижению интенсивности его духовной жизни. Истоки проблем, связанных с организацией досуга, лежат в сфере действия как объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести: общий недостаток свободного времени; недостаточное развитие материально-технической базы досуга, недостаток личных средств; недостатки в организации досуга; Отсутствие или недопустимо низкий уровень духовных интересов и потребностей человека; низкий уровень досуговой культуры; отсутствие умений и навыков самоор1Тшизации своего свободного времени. Если оставить в стороне рассмотренные выше факторы, наибольшее значение в развитии культуры досуга сегодня имеют два момента: во-первых, организаторская деятельность по лучшему обеспечению досуга разного рода государственных учреждений и общественных институтов и, во-вторых, собственно процесс воспитания (и самовоспитания) личности. Проблема организации общественного досуга и в еще большей мере проблема формирования потребност и и способности человека самоорганизовать свое свободное время затрагивает все без исключения группы населения. Однако особую значимость и сложность она приобретает для Вооруженных Сил, где досуг наряду с традиционными функциями призван принять на себя снятие стрессовых состояний, преодоление |