Если в целом содержание досуга городской и сельской молодежи почти идентично, то в использовании природы как фактора отды ха и эстетического наслаждения различия оказались очень сущ ественными. С целью формирования у молодых воинов культуры общ ения с природой, мы на базах исследования провели ряд тематических вечеров, посвященных богатствам флоры и фауны; организовали беседы по произведениям литературы, раскрывающей красоты природы; в воскресные дни осущ ествили несколько коллективных выездов за город. Вопросы использования природы как средства рекреации и проблемы охраны природной среды нашли отражение в системе наглядной агитации, в репертуаре художественной самодеятельности, в викторинах и других формах отдыха и развлечений. Все это, как показали выборочные опросы, способствовало оживлению интереса к природе, несколько увеличило число желающ их проводить за городом воскресный досуг, расш ирило круг читателей И. Тургенева, М. Пришвина, В. Пескова. О днако существенного перелома в отношении к отдыху на природе за 3 года опытноэкспериментальной деятельности достичь не удалось. И это ещ е раз подтвердило, что формирование культуры природоиспользования, как и вся система экологического воспитания, должны составлять непрерывный процесс от самого раннего детства до глубокой старости. Ещ е труднее решались проблемы воспитания потребности, стремления и умения рационально строить постоянное общ ение с друзьями, родными и близкими. Практически пришлось сосредоточить внимание не столько на воспитании культуры неформального общ ения, сколько на перевоспитании, направленном на преодоление вредных привычек сводить общ ение с родными и друзьями к коллективному распитию вина. В связи с этим в процессе формирую щ его социально-педагогического эксперимента апробировалась система безалкогольных дружеских встреч, основанных на соревновании интеллекта, смекалки и прикладного мастерства. Был разработан и ритуал празднования дня рождения, на котором тамада |
163 способствует нравственно-эстетическому развитию личности, детерминирует характер ее интересов и способов их удовлетворения. В то же время обнаружились некоторые виды досуговой деятельности, которые требовали специальной подготовки и внимания. В первую очередь, это относилось к общению с природой и неформальным встречам с друзьями, родными, близкими. Если в целом содержание досуга у молодых военнослужащих, проходящих службу по призыву и призванных как из города, так и села, почти идентично, то в использовании природы как фактора отдыха и эстетического наслаждения различия оказались очень существешшми. С целью формирования у молодых воинов культуры общения с природой, мы на базах исследования провели ряд тематических вечеров, посвященных богатствам флоры и фауны; организовали беседы по произведениям литературы, раскрывающей красоты природы; для молодых военнослужащих, призванных из городов России и проходящих службу в Санкт-Петербургском гарнизоне в воскресные дни осуществили несхолько коллективных выездов за город. Вопросы использования природы как средства рекреации и проблемы охраны природной среды нашли отражение в системе наглядной агитации, а репертуаре художественной самодеятельности, в викторинах и других формах отдыха и развлечений. Все это, как показали выборочные опросы, способствовало оживлению интереса к природе, несколько увеличило число желающих проводить за городоА! воскресный досуг, расширило круг читателей И. Тургенева, М. Пришвина, В. Пескова. Однако, существенного перелома в отношении к отдыху на природе за 3 года опьггно-экспериментальной деятельности достичь не удалось. И это еще раз подтвердило, что формирование культуры природоиспользованил, как и вся система экологического воспитания должны составлять непрерывный процесс от самого раннего детства до глубокой старости. Еще труднее решались проблемы воспитания потребности, стремления и умения рационально строить постоянное общение с друзьями, родными и близкими. Практически )64 пришлось сосредоточить внимание не столько на воспитании культуры неформального общения, сколько на перевоспитании, направленном па преодоление вредных привычек сводить общение с родными и друзьями к коллективному распитию вина. В связи с этим в процессе формирующего социально-педаго1'ическ01,о эксперимента апробировалась система безалкогольных дружеских встреч, основанных на соревновании интеллекта, смекалки и прикладного мастерства. Был разработан и ритуал празднования дня рождения, на котором тамада достаточно привлекательно обыгрывал бокал виноградного сока. Для общественно организованного досуга в клубном учреждешш или в казарме это было, безусловно, эффективно, солдаты и курсанты ряда военных учебных заведений с интересом воспринимали вес эти мероприятия. Но распространить эти формы группового общения на время, когда молодые воины уходили в увольнение, оказалось невозможным; сложившиеся веками традиции были сильнее. Попадая домой или к друзьям, военнослужащие оказывались неспособными противостоять позиции хозяев и, как правило, принимали ту форму застолья, которую те предлагали. Значительные трудности были связаны и с обеспечением единства слова и дела при формировании умений, навыков планировать и практически строить свой досуг. Структура желаемого н реального досуга часто существенно расходилась. Но в целом три с лишним года опытно-экспериментальной работы дали достаточные основания утверждать, что путем педагогически целесообразно организованного досуга можно сформировать и высокие мотивы свободного времяпрепровождения, и соответствующие способы его организации. Исследование показало, что деятельность по формированию духовных интересов молодежи и способов их реализация в сфере досуга не может носить характер прямого, лобового воздействия Она эффективна лишь тогда, когда основывается на создании таких ситуаций» которые ставили бы человека в условиях свободного времени в активную |