достаточно привлекательно обыгрывал бокал виноградного сока. Для общ ественно организованного досуга в клубном учреждении или в казарме это было, безусловно, эффективно, юноши и девуш ки с интересом воспринимали все эти мероприятия. Но распространить эти формы группового общения на время, когда молодые воины уходили в увольнение, оказалось невозможным: сложившиеся веками традиции были сильнее. Попадая домой или к друзьям, военнослужащ ие оказывались неспособными противостоять позиции хозяев и, как правило, принимали ту форму застолья, которую те предлагали. Значительные трудности были связаны и с обеспечением единства слова и дела при формировании умений, навыков планировать и практически строить свой досуг. Структура желаемого и реального досуга часто сущ ественно расходилась. Но в целом три с лиш ним года опытноэкспериментальной работы дали достаточные основания утверждать, что путем педагогически целесообразно организованного досуга можно сформировать и высокие мотивы свободного времяпрепровождения, и соответствую щ ие способы его организации. И сследование показало, что деятельность по формированию духовных интересов молодежи и способов их реализации в сфере досуга не может носить характер прямого, лобового воздействия. О на эффективна лиш ь тогда, когда основывается на создании таких ситуаций, которые ставили бы человека в условиях свободного времени в активную позицию , способствовали бы развитию его творческих потенций, заставляли подняться над повседневной текучкой, утверждать себя действием. Руководство подразделением не может и не долж но целиком брать на себя организацию досуга любой группы молодежи. Его конструктивная функция проявляется в том, чтобы демонстрировать образцы активного, духовно насыщенного досуга, равняясь на которые молодые воины могут рационально строить свое свободное время. |
)64 пришлось сосредоточить внимание не столько на воспитании культуры неформального общения, сколько на перевоспитании, направленном па преодоление вредных привычек сводить общение с родными и друзьями к коллективному распитию вина. В связи с этим в процессе формирующего социально-педаго1'ическ01,о эксперимента апробировалась система безалкогольных дружеских встреч, основанных на соревновании интеллекта, смекалки и прикладного мастерства. Был разработан и ритуал празднования дня рождения, на котором тамада достаточно привлекательно обыгрывал бокал виноградного сока. Для общественно организованного досуга в клубном учреждешш или в казарме это было, безусловно, эффективно, солдаты и курсанты ряда военных учебных заведений с интересом воспринимали вес эти мероприятия. Но распространить эти формы группового общения на время, когда молодые воины уходили в увольнение, оказалось невозможным; сложившиеся веками традиции были сильнее. Попадая домой или к друзьям, военнослужащие оказывались неспособными противостоять позиции хозяев и, как правило, принимали ту форму застолья, которую те предлагали. Значительные трудности были связаны и с обеспечением единства слова и дела при формировании умений, навыков планировать и практически строить свой досуг. Структура желаемого н реального досуга часто существенно расходилась. Но в целом три с лишним года опытно-экспериментальной работы дали достаточные основания утверждать, что путем педагогически целесообразно организованного досуга можно сформировать и высокие мотивы свободного времяпрепровождения, и соответствующие способы его организации. Исследование показало, что деятельность по формированию духовных интересов молодежи и способов их реализация в сфере досуга не может носить характер прямого, лобового воздействия Она эффективна лишь тогда, когда основывается на создании таких ситуаций» которые ставили бы человека в условиях свободного времени в активную 165 позицию, способствовали бы развитию его творческих потенций, заставляли подняться над повседневной текучкой, утверждать себя действием. Руководство подразделением не может и не должно целиком брать на себя организацию досуга любой группы молодежи. Его конструктивная функция проявляется в том, чтобы демонстрировать образцы активного, духовно насыщенного досуга, равняясь на которые, молодые воины могут рационально строить свое свободное время Оправданным средством общественной организации досуга являются объединения, университеты культуры и другие стабильные формы культурно-просветительной работы, которые способны не только вызвать интерес к различным видам культурной деятельности, но, решая любые задачи социально-культурного творчества, одновременно формируют у молодежи осознанные духовные потребности и умения их реализации Наиболее эффективными путями формирования культуры досуга представляются: стимулирование эстетической активности молодежи; вовлечение молодых военнослужащих в активные, педагогически инструментованные формы досуга; формирование умений и навыков рациональной самоорпишэации своего свободного времени За 3-4 года вовлечения молодежи в различные формы клубной деятельности не представляется реальным полностью сломать некоторые негативные традиции проведения семейного или группового досуга. Но, как показала опытно-экспериментальная работа, за этот период вполне возможно добиться существенного прогресса и в мотивационной сфере личности, и в практическом наполнении досуга духовно насыщенными и социально значимыми видами деятельности. |