* принудителен. Вовлеченность может быть позитивной или негативной в аффекте или психологическом результате. И сследователи представляю т график, на котором с помощью этих двух параметров различаю т четыре вида досуга: 1) чистый досуг, высш ий по степени свободы и удовлетворению , заключен, прежде всего, в творческой деятельности и не связан с ограниченностью времени; 2) анемический досуг такж е не ограничен временем, но более низок по степени увлеченности и менее, таким образом, управляем; 3) институциональный досуг соотнесен с социальными ролями, такими, как семья, работа, религия; 4) отчужденный досуг характеризуется низкими показателями в степени свободы и удовольствия, обычно ^ представлен деятельностью с минимальным выбором и ощущением удовлетворения. Ч. Гордон, исследуя характер досуговой деятельности в течение разработал модель, аналогичную Гю нтеровской в освещ ении интенсивности увлеченности. Его второе измерение формы досуговой деятельности1. Так, он предполагает, что игры, спорт, танцы, религиозные обряды являются высшим внешним выражением увлеченности. С другой стороны, просто водный спорт, чтение, беседа, уединенный отдых могут по другим параметрам быть оценены как низкие. Прав он или нет относительно такой классификации во всяком случае, объединение в исследовании форм досуговой ^ деятельности с измерением аффективной стороны увлеченности заслуживает внимания. Автор предполагает, что в разные периоды жизненных циклов участие в различных формах и видах досуговой деятельности варьируется соотносительно с желаемой интенсивностью ее выражения. Несмотря на то, что участие обусловлено многими факторами в течение хода жизни, соединение экспрессии увлеченности с формами деятельности в исследованиях дает возможность увидеть, что именно лю ди ищут в досуге, а 1 Lorelon, C.Development o f evaluated role identities. Ln: Annual Reviews o f Sociology. Calif, Annual reviews, Lnc., 1980 60 |
и семейные роли, социальное положение и статус, дифференциация внутри социальной системы Признается также “среднее” положение семьи и других непосредственных общностей между социальной структурой и досугом. Досуг все больше и больше понимается как часть “социального космоса” семьи и общностей, чем производная от диады “работа и досуг” \ СОЦИАЛЬНСМ1СИХОЛОГИЧЕСКЛЯ МОДЕЛЬ Она интегрирует то ценное, что накоплено в рамках психологической н социологической моделей. Начиная с конца 70-х годов XX века, реальные перспективы такого объединения уже прослеживаются. Социологи все больше и больше выступают в союзе с психологами, которые признают, что существуют многосторонние связи между поведением и определенным положением в социальных структурах. В одном таком “обобщенном” направлении Б. и И. Гюнтеры предложили модель, объединяющую вовлеченность личности в различные виды деятельности или стили жизни и структурирование времени и событий1* Степень свободы располагается в структуре времени, которое имеет социолохнческий аспект через его “запечатленность” и социальных институциональных образованиях, таких как работа, семья и религия. Социальные институты регулируют ритм времени, в котором должен происходить выбор досуговой деятельности. “Психологический” параметр измеряет гамму отношений между удовольствием или самоосущесгвлением, с одной стороны, и антипатии к деятельности, с другой. Выбор внутри временной структуры может быть либо относительно свободен, либо принудителен. Вовлеченность может быть позитивной или негативной в аффекте или психологическом результате. Исследователи представляют график, на котором с помощью этих двух параметров различают четыре вида dacyva: 1) чистый досуг, высший 9. Kelly, J.R ., 1983, op. dU ♦ i~: 10. Lunter, В. mad Luner, N. Leisure styles: a conceptual framework for modern // Sociological Quartely, no 21,1980. * 21 по степени свободы и удовлетворению, заключен, прежде всего, в творческой деятельности и не связан с ограниченностью времени; 2) аномический досуг также не ограничен временем, но более низок по степени увлеченности и менее, таким образом, управляем; 3) институциональный досуг соотнесен с социальными ролями, такими, как семья, работа, религия; 4) отчужденный досуг характеризуется низкими показателями в степени свободы и удовольствия, обычно представлен деятельностью с минимальным выбором и ощущением удовлетворения VГордон, исследуя характер досуговой деятельности в течение жизни, разработал модель, аналогич!гую Гюнгеровской в освещении интенсивности увлеченности. Его второе измерение формы досуювой деятельности11. Так, он предполагает, что игры, спорт, танцы, религиозные обряды являются высшим внешним выражением увлеченности. С другой стороны, просто водный спорт, чтение, беседа, уединенный отдых могут по другим параметрам быть оценены как низкие. Прав он или нет относительно такой классификации во всяком случае, объединение в исследовании форм досуговой деятельности с измерением аффективной стороны увлеченности заслуживает внимания. Автор предполагает, что в разные периоды жизненных циклов участие в различных формах и вилах досуговой деятельности варьируется соотносительно с желаемой интенсивностью ее выражения Несмотря на то, что участие обусловлено многими факторами в течение хода жизни, соединение экспрессии увлеченности с формами деятельности в исследованиях дает возможность увидеть, что именно люди ищут и досуге, а не просто те социальные силы, которые направляют и лимитируют досуговую деятельность и ее выбор. 11LoreJop, С.Development of evaluated role identities. Ln: Annual Reviews of Sociology. Calif, Annual reviews, Luc., 1980 |