социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности. На сферу свободного времени сущ ественно усилилось влияние научнотехнической революции. Это находит выражение в стремлении лю дей рационализировать свой досуг, использовать в нем современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном, рекреативном плане. Изменение роли свободного времени в жизни человека начала XXI века побуждает поставить вопрос о повышении досуговой квалификации людей. При этом следует учитывать, что, если вопросы обучения или повышения ^ трудовой квалификации являются традиционными, а подготовка молодежи к труду составляет важнейшее направление деятельности системы народного образования, то повышение досуговой квалификации, формирование готовности каждого человека к рациональному досугу пока, в значительной мере, остается стихийным процессом. В течение многих десятилетий общ ество пыталось реш ать проблемы воспитания личности, ограничивая этот процесс рамками трудового и учебновоспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, вклю чив в него и сферу досуга. Однако эффективность культурно-досуговой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. М ожно спорить о принципиальной правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли ныне следует сомневаться в том, что управлять поведением и деятельностью личности в ее свободное время нельзя. Государство и общ ество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего «возвыш ения» реально проявляемых интересов и потребностей людей, однако методика реш ения этой задачи ждет еще глубоких и достоверных исследований. О т науки, и в первую очередь от 63 |
25 возникновению стихийных обьединениЙ, чья деятельность протекает вне социального влияния и далеко не всегда способствует конструктивному развитию личности. На сферу свободного времени существенно усилилось влияние научно-технической революции. Это находит выражение в стремлении людей рационализировать свой досуг, использовать в нем современные достижения техники, повысить его эффективность в информационном, образовательном, эмоциональном, рекреативном плане. Изменение роли свободное времени в жизни человека начала ХХГ века побуждает поставить вопрос о повышении досуговой квалификации людей. При этом следует учитывать, что, если вопросы обучения или повышения трудовой квалификации являются традиционными, а подготовка молодежи к труду составляет важнейшее направление деятельности системы народного образования, то повышение досуговой квалификации, формирование готовности каждого человека к рациональному досугу пока, в значительной мере, остается во многом стихийным процессом. В течение многих десятилетий общество пыталось решать проблемы воспитания личности, ограничивая этот процесс рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Однако эффективность культурно-досуговой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о принципиальной правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли ныне следует сомневаться в том, что управлять поведением и деятельностью личности в ее свободное время нельзя. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего "возвышения0 26 реально проявляемы* интересов и потребностей людей, однако, методика решения этой задачи ждет еще глубоких и достоверных исследований. От науки, и в первую очередь от прикладной культурологии, требуются ответы на многие вопросы, связанные с функционированием культуры и культурно-досуговой деятельности в новых социальноэкономических условиях. Незнание объективных процессов, происходящих в социально-культурной сфере, и пренебрежение к проявляемым разными группами населения культурно-досуговым интересам породило глубокие противоречия в культурной политике. За *оды советской власти были уничтожены десятки тысяч центров камерного nocyia, к которому тяготеет подавляющее большинство населения. Зато построена масса отвергнутых зршелямн, практически пустующих ангаров, олицетворяющих современные кинотеатры. Недостаток, а подчас и полное отсутствие профессионализма в организации общественного досуга часто приводят к грубым отступлениям от элементарных психологических требований. Взять, к примеру, дифференцированный подход к объему воздействия. Его в некоторых случаях довели до такого абсурда, при котором начисто снижается возможность обеспечить преемственность и философию, социологию, психологию, педагогику и другие науки о человеке, который по мере развития цивилизации все в большей степени становится хозяином своего времени, постигает ценность досуга и формирует в себе умения и навыки его разумного использования. Элементы складывающегося восприятия досуга как средства рекреации и фактора духовной жизни встречаются в разнообразных документах, раскрывающих историю Китая, Индии, Египта, Двуречья Однако относительно сложившаяся система взглядов на содержание, формы и в первую очередь аксиологию досуга возникает лишь в Античном мире в философии Платона, Аристотеля, Эпикура ■ ■ ■■р Л ' ■Д • |