правило, должны проводить в празднествах, хороводах, соревнованиях ума, спортивных состязаниях1. О пределение занятий в сфере свободного времени как строго обязательных, равно как формулирование эстетических целей, реализуемых через эстетическое, как уж е заранее заданных, уничтож ало суть и природу свободного времени в его подлинном смысле, лиш ало человека естественного права после выполнения гражданских, профессиональных и семейных функций быть абсолютно свободным в выборе содержания и форм своего времяпрепровождения. У Платона"2 такие сущ ественные признаки свободного времени, как право свободного выбора, личная мотивация деятельности, формирование эстетического не как органического результата совместной деятельности, а как следование интериоризированных личностью этических принципов практически отсутствуют. Сущ ественный прогресс в толковании сути и природы досуга продемонстрировала философская школа, которая строилась на базе концепции Аристотеля и исходила из противополож ной Платону идеи свободного воспитания свободорожденных граждан. По Аристотелю сущ ность свободы в первую очередь проявляется в том, что позволяет раскрывать творческие потенции личности. Д осуг же выступает как средство реш ения этой задачи. Свободное время по определению А ристотеля это «высокий досуг», ибо в нем сложный процесс воспитания протекает во всех сферах жизнедеятельности, но достигает своего апогея в высоком досуге. В государстве демократии домоведение, торговля, научная, даже административная деятельность все выступает как средство создания условий для высокого досуга3. 1 См.: Давыдов Ю .Н. Искусство как социологический феномен. М ., 1968. 285 с. 2См.: Платон. Государство. М ., 1966. 504 с. 3См.: Аристотель. М етафизика. М.. 1951. 308 с. |
27 Эти взгляды во многом противоречивы и иллюзорны. Но в них и сегодня человечество черпает духовные силы. К примеру, понимание свободного времени в Древней Греции основывалост. па платоновской когщеппии государства, п котором все аспекты жизнедеятельности строп) детерминированы принципами, лежащими вне самой личности. По сути, Платок первым обосновал социальную значимость досуга, но, в его понимании досуг выступает как один из компонентов функционирования государства. В зависимости от места, которое человек занимает в обществе, определяется содержание, форма и время его досуга. Регламентируется и искусство, которое в этом государстве выступает как способ заполнения свободного времени Главное, чтобы свободное время было заполнено. Согласно Платону свободные граждане его государства свою жизнь, как правило, должны проводить в празднествах, хороводах, соревнованиях ума, спортивных состязаниях 1314. Определение занятий в сфере свободного времени как строго обязательных, равно как формулирование эстетических целей, реализуемых через эстетическое, как уже заранее заданных, уничтожало суть и природу свободного времени в его подлинном смысле, лишало человека естественного права после выполнения гражданских, профессиональных и семейных функций быть абсолютно свободным в выборе содержания и форм своего времяпрепровождения. У Платона™ такие существенные признаки свободного времени, как право свободного выбора, личная мотивация деятельности, формирование эстетического не как органического результата совместной деятельности, а как следование иитериоризированных личностью этических принципов практически отсутствуют. 13. Давыдов Ю-Н. Искусство как социологический феномен. М., 1968. 285 с. 14. Платон. Государство. М., 1966. 594 с. 28 Существенный прогресс в толковании сути и природы досуга продемонстрировала философская школа, которая строилась на базе концепции Аристотеля и исходила из противоположной Платону идеи свободного воспитания свободорожденных граждан. По Аристотелю сущность свободы в первую очередь проявляется в том, что позволяет раскрывать творческие потенции личности. Досуг же выступает как средство решения этой задачи. Свободное время по определению Аристотеля это “высокий досуг", ибо в нем сложный процесс воспитания протекает во всех сферах жизнедеятельности, но достигает своего апогея в высоком досуге. В государстве демократии домоведение, торговля, научная, даже административная деятельность все выступает как средство создания условий для высокого досуга 15 Если в государственной, социально-политической или профессионально-трудовой деятельности поведение человека детерминировано определенными обязательствами, субординацией и иными формализованными факторами, корректирующими позицию личности, то в условиях свободного времяпрепровождения человек ориентируется только на свои интересы и потребности, т е. только в этой жизнедеятельности он до конца останется самим собой и в меру своих способностей реализует себя как индивидуальность. Apucmomeib вводит понятие “высокий досуг” как формы интеллектуального развлечения и философского общения с божеством, определяет взаимодействие разума с Божеством как высшую цель жизни, реализуемую именно в сфере свободного времени. А это в свою очередь предопределяет высокий статус свободного времени, культивирование специфического поведения в его сфере, подчиненное положение всех других сфер жизнедеятельности государства и человека. 15. Аристотель. Метафизика. М., 1951. 308 с. |