Проверяемый текст
Гатальский, Владимир Дмитриевич; Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности (Диссертация 2001)
[стр. 67]

неоправданной праздностью, отрицания ценности досуга, физического преследования тех, кто пытался вслед за А ристотелем видеть в свободном времени «праздник ума и гармонии».
В христианстве время отражает две
«ипостаси» — земное и вечное.
В философии средневековья тщ
ательнообосновывается различие и взаимодействие этих двух феноменов времени.
Ценностный аспект времени смещается на сакральное(свящ
енное) время, время человеческого существования представляется обесцененным.
Как писал С.Ф.
Ольденбург:
«Основную психологическую установку человека средних веков в его отношении ко времени, основной нерв его переживания самой категории времени можно было бы определить как ожидание, постоянное напряженное ожидание конца человеческого, земного времени, однако такого конца, который явится началом нового состояния, когда времени уже не будет, а наступит вечность...»1.
Средневековая трактовка времени как соотнош ения преходящ его и вечного имеет достаточно глубокий смысл, т.к.
позволяет увидеть принципиальные различия рабочего, необходимого нерабочего и свободного времени.
Примером могут служить СШ А и Канада, где ныне функционируют многие религиозные конфессии и каждая из них от католиков, православных, протестантов до мусульман и наследников языческих верований развивает идеи преходящ его и вечного.
В то же время заземленность, обыденность, отказ от высоких вечных принципов в прагматических общ ествах, безусловно, сказываются и на характере проведения досуга.
Зачастую , свободное время оказывается продолжением обыденных занятий, и ни по целевым установкам, ни по задачам не несет в себе признаков
«свободы», а это лиш ает досуг его природы и специфики.
В средневековье в лю бом костеле имелась возможность увидеть величие и красоту окружаю щ его мира, отреш иться на
1См.: Ольденбург С.Ф.
К осмыслению истории культуры.
М ., 1937 С.
159.

[стр. 29]

29 Платон провозглашает культ государств в рамках которого проявляются разнообразные потенции досуга.
Аристотель, до предела возвышая роль досуга, подчеркивает значение государства в обеспечении возможностей человеку реализоваться в сфере свободного времени, но оба по сути максимально концентрируют внимание на значимости досуговой деятельности как важнейшем условии развития личности В ряду мыслителей Древней Греции, внесших свой вклад в разработку проблем досуга, следует отметить Эпикура, который охарактеризовал это явление духовной жизни как “средство самоустранения от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел, фактор нравственhoix) развития, условие телесных и духовных наслаждений" После крушения Античного мира в Европе, Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке утверждается эпоха идентификации досуга с неоправданной праздностью, отрицания ценности досуга, физического преследования тех, кто пытался вслед за Аристотелем видеть в свободном времени “праздник ума и гармонии" В христианстве время отражает две “ипостаси”, земное и вечное В философии средневековья тщательно обосновывается различие и взаимодействие этих двух феноменов времени Ценностный аспект времени смещается на сакральное (священное) время, время человеческого существования представляется обесцененным.
Как писал СФ.
Ольденбург.

“Основную психологическую установку человека средних веков в его отношении ко времени, основной нерв его переживания самой категории времени можно было бы определить как ожидание, постоянное напряженное ожидание конца человеческого, земного времени, однако такого конца, который явится началом нового состояния, когда времени уже не будет, а наступит вечность...” ,7.1617 16.
Эпикур.
Письмо к Героделгу.
М., 1946.
С.
44 17.
Ольденбург С.Ф.
К осмыслению истории культуры.
М., 1937 С.
159


[стр.,30]

4 зо Средневековая трактовка времени как соотношения преходящего и вечного имеет достаточно глубокий смысл, т.к.
позволяет увидеть принципиальные различия рабочего, необходимого нерабочего и свободного времени Примером могут служить США и Канада, где ныне функционируют многие религиозные конфессии и каждая из них от католиков, православных, протестантов до мусульман и наследников языческих верований развивает идеи преходящего и вечного.
В то же время заземленность, обыденность, отказ от высоких вечных принципов в прагматических обществах, безусловно, сказываются и на характере проведения досуга.
Зачастую, свободное время оказывается продолжением обыденных занятий, и ни по целевым установкам, ни по задачам не несет в себе признаков
“свободы'’, а это лишает досуг его природы и специфики.
В средневековье в любом костеле имелась возможность увидеть величие и * красоту окружающего мира, отрешиться на
какое-то время от суеты повседневности и приобщиться к абсолюту.
Однако в свой домашний очаг принести это прекрасное человек не имел права.
По мере распространения и укрепления христианства углубляется противоречие между пониманием досуга как праздности, обнажающей суетность и бренность человека, и пониманием досуга как высшей созерцательности, ставящей человека над повседневной будничностью жизни, над условностями общества.
В эпоху Возрождения личный секретарь Папы Римского Лоренцо Ваяла сумел предложить 1едонистическую концепцию образа жизни, прекрасно укладывающуюся в рамки официальной католической морали В Испании, Англии, Франции, в различных регионах Италии и Германии XVII века аристократическими кругами распространяется модель образа жизни, продолжающая идеи титанов Возрождения.
В XVIII веке право на досуг как на источник наслаждений и удовольствий утверждается в образе жизни не только аристократоввольнодумцев, но и разночинцев.
т

[Back]