Проверяемый текст
Гатальский, Владимир Дмитриевич; Формирование нравственно-эстетической культуры военнослужащих средствами культурно-досуговой деятельности (Диссертация 2001)
[стр. 70]

иначе, чем человек античный и средневековый, он теперь творец самого себя.
Не случайно в эпоху Возрождения столь символическое значение приобретает фигура художника; в ней воплощ ается идея человека-творца, человека, вставшего на место Бога.
Это идеал творца, деятеля, не апеллирующего к Богу, а опирающ егося на себя, доходит до наших времен, в том числе и в понимании сущности досуга как средства рекреации и фактора духовного и физического развития личности.
Понятие времени находится в центре философских концепций X IX XX веков, таких как философия жизни, экзистенциализм.
У Анри Бергсона время это
не внешняя характеристика жизни, не безразличная к ее содержанию «форма протекания», а наиболее сущ ественное определение самого ее содержания.
Освальд Ш пенглер в «Закате Европы» трактует время как судьбу, подчеркивая, что «собственно судьба, время суть заменяю щ ие друг друга понятия».
Вместе с тем, начиная с XVII
XVIII веков и кончая XX столетием, сущ ествует разрыв между пониманием времени в науке и в философии, ибо в науке время постигается лиш ь мыш лением и остается безразличным к его содержательному наполнению.
А.
Ш
вейцер пишет, что в середине XX века сложились два взгляда на проблему времени.
В религиозных представлениях о времени
«ритм исторического бытия» определялся внеисторическими факторами, а проблема времени ставилась в плане «время и вечность».
С другой стороны, достаточно широко проявилась и вульгарно-историческая трактовка истории, где проблема времени практически не ставилась.
Историческая реальность оказалась сведенной к эмпирическим аспектам.
Однако обе крайние позиции по существу не имели дела с собственно исторической реальностью : первая уже
утратила из поля зрения историю, а в поле зрения второй история еще не попала1.
1См.: Ш вейцер А.
Культура и этика.
М., 1973.
368 с.
[стр. 32]

32 празднеств, но время осмысливается ими уже как “драгоценнейшая вещь’', владеть которой Означает “окультуриваться в ней”.
По иному раскрывается диалектика индивидуального и исторического времени Время наиболее индивидуально и является внутретлгим достоянием человека, в памяти которого хранится вся история человечества Возрастает понимание ценности переживаемого времени, ощущение конечности, краткости каждою мгновения.
Появляется осознание прогностических возможностей собственной деятельности, новое отношение к судьбе, которую можно творить и которая не зависит только от Бога.
Сместились акцепты в оценке бьттия, произошла реабилитация ценностей настоящего.
Переживание “здесь и теперь” становится особенно интенсивным Начинается процесс секуляризации во многих областях общественной и культурной жизни, известную самостоятельность по отношению к церкви приобретают искусство, философия, наука В эпоху Ренессанса формируется новый тин человека он становится все более самостоятельным, освобождается от прежних связей и от сознания своей зависимости от традиции, ои сознает себя иначе, чем человек античный и средневековый, он теперь творец самого себя, lie случайно в эпоху Возрождения столь символическое значение приобретает фигура художника, в ней воплощается идея человека-творца, человека, вставшего на место Бога.
Это идеал творца, деятеля, не апеллирующего к Богу, а опирающегося на себя, доходит до наших времен, в том числе и в понимании сущности досуга как средства рекреации и фактора духовного и физического развития личности.
Понятие времени находится в центре философских концепций XIX XX веков, таких как философия жизни, экзистенциализм.
У Анри Бергсона время это
нс внешняя характеристика жизни, не безразличная к сс содержанию “форма протекания”, а наиболее существенное определение самого ее содержания.
Осааяъд Шпенглер в “Закате Европы” трактует' время как судьбу, подчеркивая, что “собственно судьба, время суть

[стр.,33]

33 заменяющие друг друга понятия”.
Вместе с тем, начиная с XVII
XVITI веков и кончая XX столетием, существует разрыв между пониманием времени в науке и в философии, ибо в науке время постигается лишь мышлением и остается безразличным к его содержательному наполнению.
А.
Шеейцер
пишет, чгго в середине XX века сложились два взгляда на проблему времени.
В религиозных, представлениях О времени
“ритм исторического бытия” определялся внсисгорическими факторами, а проблема времени ставилась в плане “время и вечность”.
С Другой стороны, достаточно широко проявилась и вульгарно-историческая трактовка истории, где проблема времени практически не ставилась.
Историческая реальность оказалась сведенной к эмпирическим аспектам Однако обе крайние позиции по существу не имели дела с собственно исторической реальностью: первая уже
учратила из поля зрения историю, а в поле зрения второй история еще не попала 192021 Усилиями С.ГСтрумилиыа0, Г.А.
Пруденского2' и других российских учебных в XX веке утвердило себя важное направление комплексных социально-экономических исследований свободного времени.
Причем уже в 20-е годы, задолго до становления социологии и экономики досуга на Западе, С /’.
Струмилин разработал принятую в основе своей и сегодня модель свободного времени, обосновал принципиальные пути ее совершенствования Существенное влияние на исследование содержания, характера и природы досуга разных групп населения оказали фундаментальные работы М.
Веберна, Т, Веблена, Э.
Дюркгейма, Питирима Смрокини, Б.
Рассела, Д.
Риесншш, Ж.
Дюмазедъс, 19.
Швейцер Л.
Культура » этика.
М„ 1973.
368 с.
20.
Струмилин С.Г.
Избранные произведения, М., 1968 480 с.
21.
Пруденский Г.А.
Проблемы рабочего и внерабочего времени.
М„ 1972 304 с.

[Back]