» Нравственно-эстетическое развитие военнослужащ их, как и лю бых иных групп населения, носит всепроникающий характер, осущ ествляется во всех сферах жизнедеятельности, строится на общ их закономерностях постижения духовной культуры. И это предопределяет необходимость с достаточной полнотой разобраться в этих закономерностях, выявить причины усвоения ценностей культуры, обосновать педагогические механизмы превращения досуга в средство последовательного и эффективного духовного обогащения. По мере своего становления и развития личность последовательно включается в мир физической и духовной культуры, однако эффективность ^ этого процесса находится в прямой зависимости от реализации ряда условий, среди которых особое значение ныне приобретает определение оптимальных границ воздействия на него со стороны общества, государства, семьи, учебновоспитательных учреждений, воинский подразделений и иных социальных институтов. Карл Родж ерс', к примеру, отстаивает концепцию отказа от идеологии формирования личности и перехода к идеологии ее развития. Цель воспитания он видит в обеспечении процесса естественного развития индивида; источник и движущ ие силы личностного роста в самом человеке, а условием успешности этого процесса считает понимание и принятие личностью себя. ■ ■ л Гуманистическая педагогика, по К. Роджерсу, направлена не на передачу информации и формирование знаний, а на личностно-центрированный процесс, смысл которого помощ ь в развитии личности, в освоении себя и адекватной Я-концепции, в раскрытии своих способностей и дарований. Ж ан Ж ак Руссо видел эффективность развития личности в сфере досуга в реализации принципа свободного воспитания; А. С. М акаренко стоял на противоположных позициях и связывал успех формирования личности с 1 См.: Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. 358 с. 75 |
37fr * * специфики досуга разных групп населения и в первую очередь военнослужащих и членов их семей. На грани XX и XXI воков со всей очевидностью проявилось противоречие между культуросозидающим потенциалом досуга и явным дефицитом педагогических методик его реализации, особенно в части использования свободного времяпрепровождения военнослужащих для духовного развития личности. Сложившееся противоречие обусловило целесообразность в рамках решения общей проблемы формирования культуры досу!В военнослужащих использовать объективные возможности досуга как средства нравственно-эстетического развития личности. 1.2. Формирование нравственна'лстетической культуры личности средствани досуга Нравственно-эстетическое развитие личности военнослужащих, как и любых иных групп населения, носит всепроникающий характер, осуществляется во всех сферах жизнедеятельности, строится на общих закономерностях постижения духовной культуры. И это предопределяет необходимость с достаточной полнотой разобраться в этих закономерностях, выявить причины усвоения ценностей культуры, обосновать педагогические механизмы превращения досуга в средство последовательного и эффективного духовного обогащения По мере своего становления и развития личность последовательно включается в мир материальной, физической и духовной культуры, однако эффективность этого процесса находится в прямой зависимости от реализации ряда условий, среди которых особое значение ныне приобретает определение оптимальных границ воздействия на него со стороны общества, государства, семьи, учебно-воспитательных учреждений и иных социальных институтов. 33 Карл Роджерс 4\ к примеру, (истаивает концепцию отказа от идеологии формирования личности и перехода к идеологии ее развития Цель воспитания он видит в обеспечении процесса естественного развития индивида; источник и движущие силы личностного роста в самом человеке, а условием успешности этого процесса считает понимание и принятие личностью себя. Гуманистическая педагогика, по К. Роджерсу* направлена не на передачу информации и формирование знаний, а на личностноцентрированный процесс, смысл которого помощь в развитии личности, в освоении себя и адекватной Я-конлетдии, в раскрытии своих способностей и дарований Жоп Жак Руссо видел эффективность развития личности в сфере досуга в реализации принципа свободного воспитания; А. С Макаренко стоял на противоположных позициях и связывал успех формирования личности с жесткими рамками коллектива; многие представители педагогической пауки и практики занимали более хибкую, промежуточную позицию, но все исходили из необходимости использовать досуг как средство стимулирования культурно-досуговой активности личности, как сферу самореализации творческих потенций индивида, В Вооруженных силах ныне правомерно реализовывать любые концепции рациональной организации досуга, которые направлены на разностороннее развитие личности, однако ближе всего для армии, флота или милиции педагогические принципы А С Макаренко В рамках общеобразовательной школы, колледжа, лицея, гимназии или Вуза эти принципы могут сегодня вызывать критические замечания, но применительно к военнослужащим представляют наиболее адекватную природе воинской службы форму организации свободного времяпрепровождения. Важно лишь достичь эффективного использования сложившихся к началу XXI века средств, методов и форм организации41 358 с. 41. Роджере К Взгляд на психотерапию. Становление человека. ML, 1994. |