» воздействие на отдельного человека или группу лю дей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. «Заражение» — это информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому неопределенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения, передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладаю щ его большим эмоциональным зарядом. В двух значениях выступает и такое понятие, как убеждение. Говоря о методах формирования общ ественного сознания, мы рассматриваем убеждение как процесс информационно-психологического воздействия. В этом случае убеждение — это основанное на законах логики сообщ ение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений. Характеризуя методы вовлечения в социально-культурную деятельность, мы трактуем убеждение как качество личности, т.е. систему осознанных потребностей и высшую форму направленности личности, интегрирующую мировоззренческую позицию и побуждающую ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями. Перечисление приведенных выше методов социально-культурной деятельности позволяет судить о широком диапазоне приемов и способов ее организации. Однако на практике эти методы, как правило, используются не автономно, а в системе, ибо процесс вовлечения человека в мир культуры можно считать заверш енным лиш ь тогда, когда знания, усвоенные благодаря использованию первой группы методов, преобразовались в убеждения, нормы и принципы поведения посредством реализации второй группы методов. Что же касается методов стимулирования социально-культурной активности, то без них невозможно эффективно применить ни первую, ни вторую группу. 78 |
ТО/СУП-'-' jj&nviOl 41 p o c c w : игру и т.д. Значительную роль играет третьи группа методы стимулирования социальнокультурной активности, которая включает к себя: положительный пример; соревнование; требование; общественное мнение, поощрение; перспективу; критику и самокритику. Необходимо уточнить современное понимание таких терминов, как внушение и "заражение”. Внушение это информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Заражение это информацио1шо-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому неопределенной общности, форма интеграции групповой деэтельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом. В двух значениях выступает и такое понятие, как убеждение. Говоря о методах формирования общественного сознания, мы рассматриваем убеждение как процесс информационно-психологического воздействия. В этом случае убеждение это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью 42 формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений. Характеризуя методы вовлечения в социально-культурную деятельность, мы трактуем убеждение как качество личности, т.с. систему осознанных потребностей и высигую форму направленности личности, интегрирующую мировоззренческую позицию и побуждающую ее поступать в соответствии СО своими взглядами, принципами и жизненными ценностями. Перечисление приведенных выше методов социально-культурной деятельности позволяет судить о широком диапазоне приемов и способов ее организации. Однако на практике эти методы, как правило, используются нс автономно, а в системе, ибо процесс вовлечения человека в мир культуры можно считать завершенным лишь тогда, когда знания, усвоенные благодаря использованию первой группы методов, преобразовались в убеждения, нормы и принципы поведения посредством реализации второй группы методов Что же касается методов стимулирования социально-культурной активности, то без них невозможно эффективно применить ни первую, ни вторую группу. Принятые на вооружение социально-культурной практики методы воздействия в сфере досуга могут реализоваться лишь в единстве с ведущими средствами воздействия духовной жизни, образовывая определенные формы социально-культурной деятельности как утвердившуюся на практике систему применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества. В практике сложились эпизодические (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т.л.) и стабильные формы (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т д.) культурно-досуговой деятельности. |