Если гражданское самосознание — это построение модели отношений личности или социальной группы с обществом и властью , базирую щ ееся на идентификации себя как члена общ ества, то понятие «гражданская позиция» ассоциируется с нравственными качествами как субъективными свойствами личности. Каждый индивид в обществе, хочет он того или нет, самой системой социальных связей вынужден каким-то образом относиться к власти, какой бы системой управления она ни была представлена. П ри этом отношения индивида с властью сущ ествую т непременно в виде взаимодействия, где оба субъекта являются активными элементами. И индивид, и власть выступают одновременно и субъектами, и объектами этого взаимодействия. В демократических государствах, например, индивид формирует состав власти, выбирая парламент и президента, и тогда он выступает в качестве субъекта, а власть в качестве объекта, в то же время власть, начав функционировать в новом составе, принимает какие-либо значимые реш ения, которые в той или иной степени касаются каждого гражданина, и тогда их роли меняются. Гражданская позиция — это совокупность характеристик отношений индивида с обществом и властью, заданных как объективно, независимо от него, так и субъективно им самим. Однако ни одна из характеристик не является окончательной. Все они подвержены изменениям в той же степени, что и само общество, равно как и каждая личность. А ктивная позиция может смениться пассивной в результате разочарования, усталости либо смены жизненных ценностей, а объективно заданная неспособность влиять на общ ественное устройство может смениться больш им потенциалом воздействия на власть у каждого гражданина, как произошло в постперестроечной России. При этом огромная роль здесь принадлежит социально-педагогическим механизмам, посредством которых формируется тот или иной тип гражданской позиции. Гражданская позиция — это лишь предпосылка гражданского поведения индивида или социальной группы, она его предопределяет и формирует, но не |
сжег свои партийные билеты в эпоху перемен, будучи до этого убежденными коммунистами. Рефлексия, размышления, приведшие к осознанию прошлого как ошибки происходили настолько интенсивно, им придавалось столь большое нравственное значение, что результатом стала смена гражданской самоидентификации и соответствующих ей стереотипов. Если гражданское самосознание это построение модели отношений личности или социальной группы с обществом и властью, базирующееся на идентификации себя как члена общества, то понятие “гражданская позиция” ассоциируется с нравственными качествами как субъективными свойствами личности. Каждый индивид в обществе, хочет он того или пет, самой системой социальных связей вынужден каким-то образом относиться к власти, какой бы системой управления она ни была представлена. При этом отношения индивида с властью существуют непременно в виде взаимодействия, где оба субъекта являются активными элементами. И индивид, и власть выступают одновременно и субъектами, и объектами этого взаимодействия. В демократических государствах, например, индивид формирует состав власти, выбирая парламент и президента, и тогда он выступает в качестве субъекта, а власть в качестве объекта, в то же время власть, начав функционировать в новом составе, принимает какиелибо значимые решения, которые в той или иной степени касаются каждого хражданина, и тогда их роли мепяются. Гражданская позиция это совокупность характеристик отношений индивида с обществом и властью, заданных как объективно, независимо от нею, так и субъективно, им самим. Однако ни одна из характеристик не является окончательной. Все они подвержены изменениям 8 той же степени, чпго и само общество, равно как и каждая личность. Активная позиция может смениться пассивной в результате разочарования, усталости либо смены жизненных ценностей, а объективно заданная неспособность 52 влиять па общественное устройство может смениться большим потенциалом воздействия на власть у каждого гражданина, как произошло в постперестроечной России. При этом огромная роль здесь принадлежит социально-педагогическим механизмам, посредством которых формируется тот или иной тип гражданской позиции. Гражданская позиция это лишь предпосылка гражданского поведения индивида или социальной группы, она его предопределяет и формирует, но не подменяет и не тождественна ему. Гражданское поведение это реализация гражданской позиции в повседневной социально-культурной деятельности. Гражданская позиция нуждается в выражении, которое проявляется в повседневном социальном поведении и деятельности индивида. Личность всегда каким-либо образом выражает свою гражданскую позицию. В высокой степени политизированный человек с активной ражданской позицией реализует ее принятыми в обществе и подходящими ему но темпераменту и характеру способами: это разговоры о политике в кругу друзей, внимание к этим вопросам в прессе, митинги, демонстрации, участие в пикетах, забастовках, профсоюзная деятельность, публикации в периодической печати, участие в выборах, самовыдвижение в политические структуры и т.д., а его антипод сторонится всего этого, переключая программы телевидения, если речь заходит о политике или общественной проблематике, игнорируя выборы, акции протеста и не подписываясь ни под какими призывами, ни протестного, ни ортодоксального толка. В разном поведении людей проявляются их различные гражданские позиции. Л этим подчеркивается то, что гражданская позиция неотделима От гражданского поведения. Они существуют в неразрывном диалектическом единстве. При этом гражданское поведение личности или социальной группы в зависимости от различных обстоятельств эволюционирует таким же образом, как и их гражданская позиция. |