1. Эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесла и народная архитектура). 2. Обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящ ий бытовые и производственные отношения. 3. Устный фольклор. 4. Искусство как особый социально-исторический вид эстетической деятельности. Педагогика и прикладная культурология исходят из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу этого эстетическая потребность по природе своей носит универсальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями. Так, проявление эстетических моментов в процессе воинской службы связано с эстетическим восприятием, наслаждением самой службой и его результатом. В процессе преобразовательной деятельности через воинские будни складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окраш енная эстетическим отношением к действительности и искусству. Эстетические отношения закрепляю тся в общ ении, в рамках которого индивиды физически и духовно творят друг друга. В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности. В понятии «потребность» заложено и нравственное начало, ибо интеллектуальные и социальные потребности имею т границы лишь морального свойства. Неуемное потребительство, преобладание материальных над духовными потребностями приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям. М ир материальных благ всегда был пробным камнем, испытывающим уровень эстетической культуры и нравственности человека. Страсть к накопительству, беспредельное поклонение вещам приводит к деградации духовных ценностей любви, счастья, радости творческого труда. |
окружающей действительности. Он выступает как цель воспитания и развития личности, как мотав усвоения определенных духовных ценностей. Формирование познавательного интереса происходит двумя путями: самим содержанием просвещения и определенной организацией познавательной деятельности о6з>екта воспитания. Эстетическая потребность утверждается на фундаменте знаний в процессе просвещения и воспитания. Следующая ступень развития эстетической потребности тесно связана с мотивами, в которых выражается направленность действий человека для их удовлетворения. Разработка категории эстетической деятельности в прикладной культурологии, по существу, находится еще в начальной стадии. Многие авторы при анализе структуры эстетической деятельности ограничиваются исследованием художественного творчества. Между тем, эстетическая деятельность это не только и не столько художественное творчество. Как справедливо констатирует А.К Уледов: “Эстетическая деятельность вносит элемент творчества во все сферы общественной жизни и связана с преобразованием предметной среды природной и общественной” Генетический анализ эстетического отношения человека в системе общественной практики позволил Л.И. Новиковой выделить следующие виды эстетической деятельности L Эстетическая деятельность в системе материальной культуры (прежде всего ремесла и народная архитектура). 2. Обрядовый и игровой фольклор, воспроизводящий бытовые и производственные отношения. 3. Устный фольклор.48 48. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. ML» 1980. 159 с. 49/ Новикова Л.И. Искусство в труд. М., 1974. -176 с. 64 ♦ 4. Искусство как особый социально-исторический вид эстетической деятельности. Педагогика и прикладная культурология исходят из того, что ни одна из духовных потребностей не будет успешно реализована, если она не включает в себя элемент эстетического отношения к действительности. В силу Этого эстетическая потребность по природе своей носит универсальный характер и самым тесным образом связана с другими духовными потребностями. Так, проявление эстетических моментов в трудовой деятельности связано с эстетическим восприятием, наслаждением самим трудом и его результатом. В процессе преобразовательной деятельности через труд складывается, реализуется и развивается познавательная потребность, окрашенная эстетическим отношением к действительности и * искусству Эстетические отношения закрепляются в общении, в рамках которого индивиды физически и духовно творят друг друга. В этих условиях общение выступает и как механизм воспитательного процесса и как средство удовлетворения эстетической потребности. В понятии “потребность” заложено и нравственное начало, ибо интеллектуальные и социальные потребности имеют границы лишь морального свойства Неуемное потребительство, преобладание материальных над духовными потребностями приводит к уродливым, чуждым здоровому обществу явлениям Мир материальных благ всегда был пробным камнем, испытывающим уровень эстетической культуры и нравственности человека. Страсть к накопительству, беспредельное поклонение вещам приводит к деградации духовных ценностей любви, счастья, радости творческого труда. Таким образом, области эстетического и морального в структуре духовных потребностей личности не совпадают, а пересекаются и взаимодействуют друг с другом. щ |