40 Из сказанного следует, что волевое развитие необходимо осуществлять на основе ее духовно-нравственного развития. Это положение потребовало выявления соответствующих духовнонравственных условий развития воли. 1.2. Проблема изучений духовно-нравственных условий в философской и психологической литературе В настоящее время проблема духовности привлекает внимание но только историков, богословов, философов, обсуждающих её в основном в религиозных и культурных контекстах, но и деятелей психологии, в которой чрезвычайно актуальным является вопрос о выявлении психологической сущности духовного Я понимающего мир субъекта. Такие понятия, как дух, душа, духовность, духовное развитие вводятся в научную литературу наравне с научно обоснованными психологическими терминами. Большинство зарубежных и отечественных психологов на данном этапе развития психологии признают объективность существования данных понятий (19, 122, 143, 167, 186). Психология начинает интенсивно осваивать наследие (и мировое, и отечественное) религиозной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, расширять опыт работы с субъективным миром человека, а главное строить новый взгляд, новое видение человеческой реальности в её субъективной проекции. Речь идёт о складывающейся антропологической парадигме. Главный смысл данного подхода состоит в необходимости рассмотрения человека во всём многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа одновременно. |
озной философии, духовного опыта исповедников веры, подвижников духа, расширять опыт работы с субъективным миром человека, его сознанием, а главное строить новый взгляд, новое видение человеческой реальности в ее субъективной проекции. В настоящее время такие понятия, как дух, душа, духовность, вводятся в учебную литературу наравне с научно обоснованными психологическими терминами. Большинство зарубежных и отечественных психологов на данном этапе развития психологии признают объективность существования данных понятий. По утверждению В.И.Слободчикова и Е.И.Исаева, современная психология стоит у порога (или уже переш агнула его) парадигмального сдвига в самом типе «научности» психологических знаний, который должен позволить вообще выйти за пределы «плоскости представлений о...». Речь идет о складывающейся антропологической парадигме. В психологии, о принципиальном антропоцентризме психологических знаний, делающих их, по выражению В.П.Зинченко, «живым знанием», которое только и способно удержать и воспроизвести саму возможность человеческой реальности во всей ее полноте и целостности. Первая категория антропологической парадигмы субъективность, позволяющая позитивно строить теоретические основы и задавать действительную предметность психологии человека. «Именно субъективная реальность («внутренний мир», «индивидуальность», «самость» и др.) является ключом в поиске оснований и условий становления «собственно человеческого в человеке» в пределах его индивидуальной жизни [97, с. 132]. Главный смысл данного подхода состоит в необходимости рассмотрения человека во всем многообразии форм и способов его становления: и как природного индивида, и как социокультурного субъекта, и как духовно-практического существа одновременно. 73 ■& а Выводы: 1. Проблема духовности человека по сущ еству относится к «вечным» вопросам, занимавшим и занимающим умы не одного поколения исследователей. Именно извечная неразрешенность этого вопроса заставляет мыслителей каждый раз искать современные ответы, критически переосмысливать уже когда-то найденные решения. 2. Понятия «дух», «духовность» древние по своему происхождению, имеющие богатые традиции в истории науки и культуры. В истории философской мысли можно выделить две крайние тенденции толкования духовности: 1. она либо ставилась в зависимость от высшей силы; 2. либо рассматривалась как обязательное природное качество человека. 3. Тема духовности оказалась в центре внимания современных исследователей, хотя она долгое время не входила в число актуальных для советской философии и психологии. В настоящее время такие понятия, как дух, душа, духовность, вводятся в учебную литературу наравне с научно обоснованными психологическими терминами. Большинство зарубежных и отечественных психологов на данном этапе развития психологии признают объективность существования данных понятий. 4. В современной психологии наблюдается тенденция к формированию новых методов и подходов в изучении человека. Настоящий период развития психологии характеризуется осознанием необходимости воспроизведения целостной психической организации человека, в единстве телесного, душ евного и духовного. Эта тенденция определяется возросшим интересом к субъектному модусу человеческой реальности. 5. Первое, что обнаруживается при обращении к анализу феномена духовного, так это трудности определения его в виде научного исследования. В сложной структуре человеческой личности понятие духовности трудноуловимо, не имеет жестко определенных связей с социальным статусом и ролями человека, Тема духовности оказалась в центре внимания современных исследователей, хотя она долгое время не входила в число актуальных для советской философии и психологии. В настоящее время такие понятия, как дух, душа, духовность, вводятся в учебную литературу наравне с научно обоснованными психологическими терминами. Большинство зарубежных и отечественных психологов на данном этапе развития психологии признают объективность существования данных понятий. О днако, рассмотрев различны е подходы к изучению данной проблемы в психологии, необходим о отм етить, что полного адекватного реш ения проблем ы на уровне обобщ енной теории ещ е не найдено, что соотносится, в частности, с тем , что само явление духовности остается недостаточно изученны м . До настоящ его врем ени не вы явлены действенны е м еханизм ы и ф акторы , оказы ваю щ ие продуктивное влияние на духовно-нравственное развитие личности. О тм ечается дефицит, как эксперим ентальны х исследований, так и теоретически х концепций в изучении рассм атриваем ого явления. Ещ е не вы работана единая точка зрения на содерж ание и структуру духовности, нс вы явлена специф ика ее изучения, сущ ествует терм инологическая неопределенность данного понятия, не раскры та взаим освязь социальны х, педагогических, психологических фактов в процессе развития духовности личности. М еж ду тем без такого научного обобщ ения п роцесса духовн ого развития личности психологическая, п сихолого-педагогическая наука и особенно образовательная практика теряю т знания о том , как изучать этот социально и личностно значим ы й процесс и как управлять им. Д уховно-нравственное развитие невозм ож но в рам ках учебного процесса без преобразования его целей и средств, а такж е без преобразования сознания учащ ихся и преподавателей без их сам оразвития. Нами была разработана програм м а духовно-нравственного развития в подростковом возрасте в процессе учебной деятельности. |