Проверяемый текст
Костюк Юлия Анатольевна; Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности (Диссертация 2003)
[стр. 42]

42 Например» в словаре практического психолога (146) даются следующие определения: Душа понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало.
Душевность индивидуальная выраженность в системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать «для других».
Духовность
индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность познания; 2) социальная потребность жить и действовать «для других».
С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
Человек духовен
постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
В атласе по психологии (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, 2001 г.) данные понятия определяются следующим образом: Дух это выражение потенциального творчества, креативных возможностей человека в единстве с волей как способности в преодолении препятствий на основе самоконтроля, саморегуляции и самореализации.
Человеческий дух бесконечен и безграничен, ибо нет пределов познанию и творчеству людей.
В отличие от души, дух всегда устремлен во вне, ищет простора для самовыражения, саморегуляции и самоутверждения.
Активность духа личности достигает необходимого (достаточно высокого) уровня развития, а потому есть внутренний стимул для ее целенаправленного, осознанного самосовершенствования.
Душа — понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Это сущностная характеристика, выражающая гуманистическую, альтруистическую
[стр. 32]

32 ш $ (А to данное в словаре Даля: «Душа это бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею».
10.С.Степанов, комментируя это определение, делает лишь одну поправку: не «духовное существо», а «духовная сущность» и считает его наилучшим: оно полностью отвечает тому концепту «Душа», который присутствует в русской культуре и сегодня [115, с.569].
Можно сказать, что дух, духовность это более широкий контекст, в котором возникает и пребывает душа человеческая.
Ю .С.Степанов после этимологических разысканий относительно слов «дух» и «душа» делает следующее заключение: «Дух слово мужского рода, и в соответствии с общим правилом индоевропейской грамматики, первое означает нечто основное и доминирующее, а второе, женский род, нечто производное, частное и подчиненное» [115, с.570].
В современных психологических словарях можно встретить различные определения таких понятий, как дух, душа, духовность.
Например, в словаре практического психолога (составитель С JO .Головин, 2003 г.) дается следующее определение: «Душа» понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философии и психологии душа нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начала.
«Душевность» индивидуальная выраженность в системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать «для других».
«Духовность»
как индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потребность познания; 2) социальная потребность жить и действовать «для других».
С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.
Человек духо


[стр.,33]

33 вен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
В атласе по психологии (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, 2001 г.) данные понятия определяются следующим образом: «Дух» это выражение потенциального творчества, креативных возможностей человека в единстве с волей как способности в преодолении препятствий на основе самоконтроля, саморегуляции и самореализации.
Человеческий дух бесконечен и безграничен, ибо нет пределов познанию и творчеству людей.
В отличие от души, дух всегда устремлен во вне, ищет простора для самовыражения, саморегуляции и самоутверждения.
Активность духа личности достигает необходимого (достаточно высокого) уровня развития, а потому есть внутренний стимул для ее целенаправленного, осознанного самосовершенствования.
«Душа» понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.
Это сущностная характеристика, выражающая гуманистическую, альтруистическую
направленность человека, его жизненную позицию, убеждения, веру в эмпатию, бескорыстную помощь, в примат добра над сиюминутной выгодой для себя, это принятие другого человека как величайшей ценности.
«Душевность» характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность.
Здесь существенно нравственное значение, несущее в себе положительную ценность как для индивида, так и для группы, социума в целом.
Именно обретение такого душевного качества, при котором складывается способность испытывать глубокие переживания, а также создание внутреннего потенциала высоких гуманных чувств и означает достижение необходимого уровня духовного развития личности.

[Back]