43 направленность человека, его жизненную позицию, убеждения, веру в эмпатию, бескорыстную помощь, в примат добра над сиюминутной выгодой для себя. Это принятие другого человека как величайшей ценности. Душевность характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому человеку, понимать его и принимать как самоценность. Здесь существенно нравственное значение, несущее в себе положительную ценность, как для индивида, так и для группы, социума в целом. Именно обретение такого душевного качества, при котором складывается способность испытывать глубокие переживания, а также создание внутреннего потенциала высоких гуманных чувств и означает достижение необходимого уровня духовного развития личности. Духовность родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Анализ философской и психологической литературы позволил выделить несколько направлений поиска психологической природы феномена духовности. На наш взгляд, в рамках нашей работы необходимо кратко остановиться на основных положениях каждого из них. Первое (религиозное) направление (Б. С. Братусь, С.Л. Франк) духовное рассматривает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная это жизнь с Богом и в Боге. В работах С.Л.Франка развивается положение о неразрывном единстве субъективного и объективного, человека и мира. Он писал: «При анализе предметного сознания мы видели также, что субъективное единство нашей душевной жизни есть среда, в которой встречаются или соприкасаются две объективные бесконечности бесконечность познающего разума или духа и бесконечность предметного бытия. Это |
33 вен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ. В атласе по психологии (М.В.Гамезо, И.А.Домашенко, 2001 г.) данные понятия определяются следующим образом: «Дух» это выражение потенциального творчества, креативных возможностей человека в единстве с волей как способности в преодолении препятствий на основе самоконтроля, саморегуляции и самореализации. Человеческий дух бесконечен и безграничен, ибо нет пределов познанию и творчеству людей. В отличие от души, дух всегда устремлен во вне, ищет простора для самовыражения, саморегуляции и самоутверждения. Активность духа личности достигает необходимого (достаточно высокого) уровня развития, а потому есть внутренний стимул для ее целенаправленного, осознанного самосовершенствования. «Душа» понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Это сущностная характеристика, выражающая гуманистическую, альтруистическую направленность человека, его жизненную позицию, убеждения, веру в эмпатию, бескорыстную помощь, в примат добра над сиюминутной выгодой для себя, это принятие другого человека как величайшей ценности. «Душевность» характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность. Здесь существенно нравственное значение, несущее в себе положительную ценность как для индивида, так и для группы, социума в целом. Именно обретение такого душевного качества, при котором складывается способность испытывать глубокие переживания, а также создание внутреннего потенциала высоких гуманных чувств и означает достижение необходимого уровня духовного развития личности. «Духовность» родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования. Однако к настоящему моменту в психологии не выработано единого определения духовности. Это обусловлено, с одной стороны, широтой самой проблематики, а с другой стороны многообразием исследовательских подходов, которые наиболее часто выстраиваются с различных позиций. В многообразии современных подходов к проблеме духовности в психологии В.В.Знаков выделяет четыре основных направления. В первом направлении — (А.Н.Леонтьев, В.Ф.Петренко, Г.Г.Шпет) поиск корней духовности осуществляется не столько в самом человеке, особенностях его личности и склонности к рефлексии, сколько в продуктах жизнедеятельности: объективации высших проявлений человеческого духа, творчества в памятниках старины, произведениях науки и искусства. Духовность субъекта рассматривается как результат его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, а дух, прежде всего категория культурологическая, мировоззренческая. С этой позиции дух представляет собой объективное явление, обязательно предполагающее, потенциально содержащее в себе активность субъекта. Активность направлена на опредмечивание идей, формирование значений, определяющих семантическое поле культуры, духовный опыт человечества[97, с.432]. В данном направлении как важнейший источник духовности субъекта рассматриваются этические нормы, на которые он ориентируется в повседневной жизни (в том числе обусловленные не только его представлением о должном, нравственном отношении к другому человеку, но и практическими, утилитарными соображениями). В этических, эстетических, юридических и нравственных нормах закреплены высшие образцы человеческой культуры. И если субъект усваивает, переживает их как внутренне обязательные образцы поведения, то Пространству как фактору преддверия Духа, видимо, и создает ту духовную доминанту, которая удерживает «в подвалах» подсознания видовые защитные реакции и инстинкты самосохранения, предчувствий, навязчивых состояний, суеверий, фиксированных фобий и пр. Поэтому, если дух «приземлить», то его можно представить как психическое состояние, формирующее резерв выносливости в опасной профессии» [97, с.272]. В данном направлении анализ духовных состояний неразрывно связан с поисками корней духовности в нерефлексируемых глубинах бессознательного Я человека. По мнению В.Франкла, «человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна. Действительно, дух оказывается нерефлексирующим сам себя, так как его ослепляет любое самонаблюдение, пытающееся схватить его в его зарождении, в его источнике». Третье направление можно охарактеризовать как религиозное (С.Л.Франк, Б.С.Братусь). Оно имеет четко заданные границы: в нем духовное выступает только как божественное откровение: Бог есть дух. А жизнь духовная это жизнь с Богом и в Боге. Продуктивная попытка изложения основ психологии как таковой науки о духе, которая направлена на поиски выхода из противоположности материалистически и идеалистически ориентированных психологических систем, представлена в работах С.Л.Франка. В его философской психологии развивается удивительно созвучное современной науке положение о неразрывном единстве субъективного и объективного, человека и мира. Он писал: «При анализе предметного сознания мы видели также, что субъективное единство нашей душевной жизни есть среда, в которой встречаются или соприкасаются две объективные бесконечности бесконечность познающего разума или духа и бесконечность предметного бытия. Это дает возможность заранее сказать, что духовная жизнь, будучи жизнью «души» в духе, укоренением субъективного единства нашего «я» в глубинах надын |