Проверяемый текст
Костюк Юлия Анатольевна; Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности (Диссертация 2003)
[стр. 44]

44 дает возможность заранее сказать, что духовная жизнь, будучи жизнью «души» в духе, укоренением субъективного единства нашего «я» в глубинах надындивидуального света, есть вместе с тем жизнь души в предметном бытии, некоторая органичная слитность ее с миром объектов (129, с.402).
Духовность философ понимал как внутреннюю целостность человека, его направленность на сверхмировые идеалы и ценности, обладающие сверхчеловеческим и универсально-космическим значением, на автономную нравственно-творческую деятельность.
Духовное становление личности не хаотический процесс, элементы произвола и субъективности в духовной жизни опасны.
Направленность этого процесса определяется не внешними факторами, а цельной природой духа, глубиной личного призвания.

Духовный мир личности он признает абсолютно ценным, не детерминированным чем-либо внешним.
Человеческая духовность лишь один из множества символов божественного духа.
В основании духовной жизни тяга к абсолюту, слияние с абсолютным всеединством, переживание и осознание этой слитности.
Духовную жизнь
С.Л.
Франк отождествляет с религиозной жизнью.
В работах Б.С.Братуся особое внимание уделяется анализу четырёх ступеней развития личности.
Он так описывает высшую, про социальную, гуманистическую ступень: «Ее можно назвать духовной или эсхатологической.
На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого
не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром.
Как на существа, жизнь которых не кончается вместе с концом жизни земной.
Иными словами это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним.
Если говорить о христианской традиции, то субъект приходит здесь к пониманию
[стр. 15]

15 $ ой S fi составная часть человеческой природы, а есть высшая качественная ценность.
Духовная качественность и духовная ценность человека определяются не какой-либо природой, а сочетанием свободы и благодати» [12, с.87].
Н.Бердяев писал: «Дух выражает свою реальность через человека.
Человек есть манифестация духа.
Сознание и самосознание связаны с духом.
Сознание не есть лишь психологическое понятие, в нем есть конструирующий духовный элемент.
И поэтому только возможен переход от сознания к сверхсознанию.
Дух есть действие сверхсознания в сознание» [12, с.96].
То есть дух в его понимании это ядро духовной жизни человека.
Объективация духа проявляется в духовности, а духовность есть высшее качество, ценность, высшее достижение человека.
К представителям так называемого «русского духовного Ренессанса» относился и С.Л.Франк, ставивший своей задачей интуитивно «изнутри» проникнуть в сущность бытия через постижение онтологического значения категорий человеческой духовной жизни.
Духовность философ понимал как внутреннюю целостность человека, его направленность на сверхмировые идеалы и ценности, обладающие сверхчеловеческим и универсально-космическим значением, на автономную нравственно-творческую деятельность.
Духовное становление личности не хаотический процесс, элементы произвола и субъективности в духовной жизни опасны.
Направленность этого процесса определяется не внешними факторами, а цельной природой духа, глубиной личного призвания
[120, с.403].
С.Л.Франк своеобразие, сущность личности видел в духовном начале, принципиально отличном от всех природных, в том числе и интеллектуально-психических свойств и выходящем за пределы ее эмпирической природы.
Он соглашается с христианским представлением о человеке как двойственно-противоречивом существе, при этом сознание для него не является свойством высокоорганизованной материи, а представляет собой проявления особого рода духовных на

[стр.,16]

16 $ & VZ чал, не детерминированных ничем материальным.
«Человек, пишет С,Л.Франк, есть человек именно потому, что он есть больше чем эмпирически-природное существо; признаком человека является именно сверхчеловеческая, богочеловеческая природа» [120, с.100].
Абсолютизация человеческого сознания вела С.Л.Франка к признанию существования бога, в котором он видел единственную силу, определяющую духовность человека.
Духовный мир личности он признает абсолютно ценным, не детерминированным чем-либо внешним.
Человеческая духовность лишь один из множества символов божественного духа.
В основании духовной жизни тяга к абсолюту, слияние с абсолютным всеединством, переживание и осознание этой слитности.
Духовную жизнь
С.Франк отождествляет с религиозной жизнью.
Таким образом, выступая против детерминистских концепций человека, С.Франк приходит к признанию абсолютной независимости внутреннего мира личности от природно-социальной действительности и ценность личности выводит не из ее реальной роли в социальном процессе, а вне социальных критериев, лишая ее тем самым осознанного исторического опыта и реальных общественных отношений.
За исходное в понимании духовного он предложил взять факт общения и категорию «Мы».
«Цель психологии «Мы», писал он, анализировать духовные, душевные состояния, владеющие целой группой, множеством людей и совместно как единство, переживаемое многими: анализ душевной жизни толпы, массы, природы общественного мнения, психологии семейной жизни, союза, нации и т.п.» [120, с.304].
Близкую к этой точке зрения высказывает и Г.Шлет, считавший важнейшим принципом изучения духа народа принцип коллективности.
«Дух народа, пишет он, есть изначально коллективное явление».
В его психологических исследованиях дух выступает как идея или смысл, как сущность некоторого коллективного целого, поэтому

[стр.,38]

38 А A Oo дивидуальиого света, есть вместе с тем жизнь души в предметном бытии, некоторая органичная слитность ее с миром объектов [97, с.402].
Из слов С.Л.Франка следует, что духовные силы образую т истинное существо нашего «я».
В своей книге «Душа человека» С.Л.Ф ранк пытается решить вопросы духовной значимости в осмысленности жизни.
«Искание смысла жизни есть собственно «осмысление» жизни, раскрытие и внесение в нее смысла, который вне нашей духовной действительности не только не мог бы быть найден, но в эмпирической жизни и не сущ ествовал бы.
Точнее говоря, в вере как искании и усмотрении смысла жизни есть две стороны, неразрывно связанные между собою, сторона теоретическая и практическая; искомое осмысление жизни есть, с одной стороны, его действительное созидание, волевое усилие, которым оно «восхищается» [97, с.409].
В наше время традиции христианской психологии продолжаю тся в работах Б.С.Братуся.
В частности, он анализирует четыре ступени развития личности и так описывает высшую, про социальную, гуманистическую, ступень: «Ее можно назвать духовной или эсхатологической.
На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого
нс как на конечные и смертные сущ ества, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром.
Как на существа, жизнь которых не кончается вместе с концом жизни земной.
Иными словами это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним.
Если говорить о христианской традиции, то субъект приходит здесь к пониманию
человека как образа и подобия Божия, поэтому другой человек приобретает в его глазах не только гуманистическую, разумную, общ ечеловеческую, но и особую, сакральную, божественную ценность»[13, с.
17].
Б.С.Братусь в своем теоретическом исследовании «К проблеме человека в психологии» охарактеризовал духовное развитие следую

[Back]