Проверяемый текст
Костюк Юлия Анатольевна; Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности (Диссертация 2003)
[стр. 47]

47 усваивает, переживает их как внутренне обязательные образцы поведения, то он приобщается к высшим духовным ценностям бытия.
Духовное богатство человека возрастает, когда закрепленные в общественных нормах духовные ценности становятся неотъемлемой частью его духовного мира, субъективной реальности.

На основании исследований данного направления можно сказать, что духовность человека, каждого члена общества порождается в А процессе усвоения им значений, объективированных в общественном сознании, и выявления «скрытых» за значениями смыслов.
С психологической точки зрения духовное Я понимающего мир субъекта формируется именно в процессах смыслообразования порождения им как смысла конкретных социальных событий и ситуаций, так и смысла жизни в целом.
Следовательно, истоки духовности человека
необходимо искать не в значениях, а за ними в глубинном смысле поступков людей, исторических событий, эпохи и т.п.
Г.Г.Шпет духовное начало человека связывает с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.
В своих работах он отмечает, что «дух —не
метафизический Сезам, не жизненный эликсир, он реален не «в себе», а в признании.
«В себе» он только познается, в себе он только идея.
Культура, искусство реальное осуществление, творчество.
Дух создается»
[172, с.359].
Однако в действительности внутренний мир человека имеет более многообразные связи и отношения с внешним природным и социальным
окружением, в котором он обретает и раскрывает свое духовное измерение.
Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие общественные связи, пронизана общими ценностями бытия.
В
центре внимания третьего направления, рассматривающего проблему духовности, находится изучение ситуативных и личностных
[стр. 35]

он приобщается к высшим духовным ценностям бытия.
Духовное богатство человека возрастает, когда закрепленные в общественных нормах духовные ценности становятся неотъемлемой частью его духовного мира,субъективной реальности.

Нормы и образцы поведения зафиксированы в языковых значениях, происхождение и структура которых давно интересовали лингвистов, философов, культурологов, психологов.
В отечественной психологии идеи, связанные с формированием знаний как семантического основания культуры, духовного опыта человечества, развивал A.
Н.Леонтьев.
В наше время конкретно-научный анализ результатов объективации значений в общественном сознании осуществляет B.
Ф.Петренко с сотрудниками [83], [84].
На основании их исследований можно сказать, что духовность человека, каждого члена общества, порождается в процессе усвоения им значений, объективированных в общественном сознании, и выявления «скрытых» за значениями смыслов.
С психологической точки зрения духовное Я понимающего мир субъекта формируется именно в процессах смыслообразования порождения им как смысла конкретных социальных событий и ситуаций, так и смысла жизни в целом.
Следовательно, истоки духовности человека
надо искать не в значениях, а за ними в глубинном смысле поступков людей, исторических событий, эпохи и т.п.
Г.Г.Шпет духовное начало человека связывает с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры.
В своих работах он отмечает, что «дух не
матефизический Сезам, не жизненный эликсир, он реален не «в себе», а в признании.
«В себе» он только познается, в себе он только идея.
Культура, искусство реальное осуществление, творчество.
Дух создается»
[133, с.359].
Однако в действительности внутренний мир человека имеет более многообразные связи и отношения с внешним природным и соци


[стр.,36]

альным окружением, в котором он обретает и раскрывает свое духовное измерение.
Реально человеческая душа вплетена в межчеловеческие общественные связи, пронизана общими ценностями бытия.
В
т о р о е направление в п си хо ло ги и, рассматривающее проблему духовности, характеризуется изучением ситуативных и личностных факторов, способствующих возникновению у человека духовных состояний.
В данном направлении в современной психологии работает В.А.Пономаренко, Он определяет духовное состояние как психологический феномен, характеризующийся тем, что человек временно «нс замечает» внешнего мира, нс ощущает своих органических функций, своей телесности, а сосредоточивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, т.е.
познавательных, этических или эстетических аспектов человеческого бытия.
Условно говоря, духовные состояния противостоят материальной природе человека и мира: к вершинам духовного бытия субъект поднимается в редкие моменты интеллектуальных озарений и разрешения нравственно трудных этических конфликтов.
В такие моменты в его личностном знании, индивидуальном опыте саморазвития появляется нечто большее, чем «приземленный» образ, модель внешних событий: возникает их внутренний смысл психологическая основа формирования духовной сущности того, что стало предметом интеллектуальной и нравственной рефлексии субъекта.
Как показали исследования В.А.Пономаренко, возникновению духовных состояний способствуют особые условия профессиональной деятельности, связанные с угрозой для жизни [91].
В.А.Пономаренко проводил исследования среди летчиков-испытателей и пришел к выводу, что, несмотря па широкий спектр интерпретаций понятия духа, летчики связывают его с психологической защитой от состояния ожидания гибели, подспудного страха, угрозы психического истощения.
Духовный слой рефлексивного сознания «в виде радости преодоления возвышенных чувств от удачно выполненного полета, приобщения к

[Back]