Проверяемый текст
Костюк Юлия Анатольевна; Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности (Диссертация 2003)
[стр. 49]

49 Не удивительно, что в качестве одного из эмпирических методов постижения духовности предлагается диалог человека с сокровенными глубинами своей души, устремляющий его к добру, совершенствованию и способствующий тому, чтобы в земных созданиях услышать голос вечности.
В рамках следующего направления духовность рассматривается как принцип саморазвития и самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности.
В основе данного положения лежит признание многоуровневого строения психики.
В работе «Психология искусства» Л.С.
Выготский предположил, что есть психология глубин и есть психология вершин личности.
Он считал, что развитие «вершинной психологии» одно из наиболее перспективных направлений будущей психологической науки.
Подлинная
роль сознания обнаруживается tie иначе, как при объективном анализе его развития в качестве имеющей собственную онтологию психосферы, вписанной в биосферу и социосферу в нераздельности и неслиянность всех трёх сфер.
В данном случае речь идёт о «духовной компоненте» деятельности человека, то есть опосредовании человеческого развития духовностью.
Духовность определяется как атрибут психического, высшая ступень его развития.
Духовность выражается в ценностях, которые трансформируются в определенные цели.

Особого внимания заслуживают работы В.И.Слободчикова (143).
В своей статье «Реальность субъективного духа» он отмечает, что создать целостную систему рационального знания о духе (нечто вроде «психологии духа») к настоящему времени не получилось.
Он отмечает, что субъективный дух, духовность человека оказывались либо предметом чисто философских спекуляций, либо той живой реальностью, которая подлежала религиозному рассмотрению,
[стр. 43]

теоретической постановке нашли отражение в произведениях Л.С.Выготского.
Эти идеи можно считать теоретической основой постановки и развития вершинной психологии.
Понятие «вершинная психология» было употреблено Л.
С.Вы готским в связи с разработкой методологических основ новой советской модели психологии.
Развитие этой психологии он назвал одним из наиболее перспективных направлений будущей психологической науки.
По
его мнению, предметом этой науки должны стать вершины, а не «глубины» личности.
Самая простая логика, которая вытекает из высказываний Л.С.Выготского, состоит в предположении, что есть психология глубин и есть психология вершин личности.
Основополагающие идеи последней были им обозначены в его ранней работе под названием «Психология искусства».
В дальнейшем в качестве одной из первоочередных задач этой психологии он определял как разруш ение догмы о том, что «в сознании явление равно бытию».
Именно во имя этой догмы был в свое время отвергнут объективный метод, требовавший выйти за пределы сведения сознания лишь к реальному контексту жизни, а принцип детерминизма выступал в образе «замкнутого каузального ряда», где причинное значение психических процессов виделось в том, что они, будучи обусловлены психическим же, в свою очередь их порождают.
«Подлинная роль сознания обнаруживается не иначе, как при объективном анализе истории его развития в качестве имеющей собственную онтологию психосферы, вписанной в биосферу и социосферу в нераздельности и неслиянности всех трех сфер».
В этом плане культурно-историческая традиция психологии, которую собственно и обозначил Л.С.Выготский, имеет, несомненно, огромную ценность.
В данном случае речь идет о «духовной компоненте» деятельности человека, то есть опосредовании человеческого развития духовностью.
Духовность определяется как атрибут психического, высшая ступень его развития.
Духовность выражается в ценностях, которые трансформируются в определенные цели.


[стр.,50]

50 У* Проблема духовности в данном направлении рассматривалась В.И.Слободчиковым [109], [111].
В свой статье «Реальность субъективного духа» он отмечает, что «при всех многочисленных исторических попытках создать целостную систему рационального знания о духе нечто вроде «психологии духа» к настоящему времени не получилось.
Субъективный дух, духовность человека оказывались либо предметом чисто философских спекуляций, либо той живой реальностью, которая подлежала религиозному рассмотрению,
либо на крайний случай ценностной характеристикой явлений человеческой культуры.
Такие символы человеческой реальности, как «внутренний мир», «субъективность», «внутреннее я», «собственно человеческое в человеке», являясь подлинным ключом в поиске оснований духовного становления человека, научной психологией старательно избегались» [97, с.381].
Духовность В.И.Слободчиков относит к родовым определениям человеческого способа жизни.
«Дух есть то, что связывает отдельного индивида, субъекта психической деятельности, личность человека со всем человеческим родом во всей развертке его культурного и исторического бытия».
В.И.Слободчиков утверждает, что «если главным в понятии индивидуального духа (а именно он и есть новый принцип бытия человека) сделать особый род занятий, особый способ существования, которые может дать только он, то тогда основным определением «духовности» в нас оказывается личная независимость от всего органического (телесного) и неорганического (обыденного), свобода от принуждения и давления всего, что относится к жизни в том числе и от «духовных структур», от ее влечений, пристрастий и прельщений.
И это есть подлинная внутренняя духовная свобода, т.е.
свобода именно духа (который «дышит, где хочет»), а не души и тела» [97, с.383].

[Back]