Проверяемый текст
Костюк Юлия Анатольевна; Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности (Диссертация 2003)
[стр. 51]

51 бытие определимо и описано лишь в его значении для нас и в его действии на нас, но не в том или ином содержании человеческой культуры самом по себе.
Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии; только она может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить.
Духовность субъекта, индивидуальный дух представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры; переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива»; усвоение высших
ценностей родового бытия человека как своих собственных.
Можно сказать, что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективным (индивидуальным) духом
(129, с.384).
Индивидуальный дух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различные стороны,
по и уровни человеческой реальности.
Можно говорить о таких обликах субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека.
Они являются и ступенями становления духовного мира человека, сферой освоения и принятия им духовного опыта человечества, мерой его духовности в целом.
Их предпосылкой, основой является душевная жизнь человека, его субъективность.
Душевные многообразные способности, механизмы душевной жизни выступают органами становления и способами реализации духовности человека, где и сами эти способности продолжают совершенствоваться.
[стр. 51]

Духовное бытие, таким образом, начинается и существует там, где начинается освобождение человека от всякой поглощенности, от оккупации чужой и главное своей собственной «самостыо».
Свобода поэтому, по определению В.И.Слободчикова, есть модальное (фактически инструментальное), а не предметносодержательное определение духовного бытия человека; она есть сила, энергия порыва в самоопределении к лучшему и высшему.
Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни.
И потому само духовное бытие определимо и описано лишь в его значении для нас и в его действии на нас, но не в том или ином содержании человеческой культуры самом по себе.
Духовность обнаруживает себя в трансцендентности, в направленности человека к чему-либо, находящемуся вне его личности, не относящемуся к его самости и его жизни.
Здесь также возможны несколько уровней: направленность на вещи, предметы, природу и т.д.
как на материальные объекты, способные удовлетворить потребности; направленность на других людей, их нужды и потребности как выражение стремления к общению, милосердию, любви; устремленность к вечным ценностям бытия как выражение веры, любви и надежды.
Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку доступ к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии; только она может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить.
Духовность субъекта, индивидуальный дух представляет собой ответственное принятие и следование высшим образцам совокупной человеческой культуры; переживание нравственных норм общежития как внутреннего «категорического императива»; усвоение высших


[стр.,52]

ценностей родового бытия человека как своих собственных.
Можно сказать, что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективны (индивидуальным) духом
[97, с.384].
Индивидуальный дух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различные стороны,
но и уровни человеческой реальности.
Можно говорить о таких обликах субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единичноуникальное) и универсальное (родовое) бытие человека.
Они являются и ступенями становления духовного мира человека, сферой освоения и принятия им духовного опыта человечества, мерой его духовности в целом.
Их предпосылкой, основой является душевная жизнь человека, его субъективность.
Душевные многообразные способности, механизмы душевной жизни выступают органами становления и способами реализации духовности человека, где и сами эти способности продолжают совершенствоваться.

Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности (освоение норм и способов человеческой деятельности, правил и максим общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей) есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека.
Это та основа, площадь опоры, на которой начинает осуществляться конвергенция (сворачивание в точку) всей предшествующей психологической организации человека [97, с.385].
В своей статье «Реальность субъективного духа» В.И.Слободчиков рассматривает с духовной точки зрения такое понятие, как «индивидуальность».
«Индивидуальность» определяется В.И.Слободчиковым как «становящееся (возрастающее) качество душевной жизни в процессе ее индивидуализации, приводящей человека в целом к его уникальности и неповторимости» [109].

[Back]