52 Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности (освоение норм и способов человеческой деятельности, правил и норм общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей) есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека. Это та основа, площадь опоры, на которой начинает' осуществляться конвергенция (сворачивание в точку) всей предшествующей психологической организации человека (129, с.385). В своей статье «Реальность субъективного духа» В.И.Слободчиков рассматривает с духовной точки зрения такое понятие, как «индивидуальность». «Индивидуальность» определяется В.И.Слободчиковым как «становящееся (возрастающее) качество душевной жизни в процессе ее индивидуализации, приводящей человека в целом к его уникальности и неповторимости» (143). Человек как индивидуальность (по В.И.Слободчикову) раскрывается в самобытном авторском прочтении социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («не общего») лина, в следовании голосу собственной совести. «Традиционная психология изучала эмпирическое проявление личности в поведении и действиях человека, отчуждая его духовное начало в сферу культуры и общечеловеческих ценностей, утратив тем самым истинный масштаб человеческой реальности. Но уже сегодня встает фундаментальная проблема поиска тех категорий, которые удерживали бы в себе «не слитно не раздельно» духовность человека и ее эмпирические манифестации и воплощенность. Такой категорией может быть понятие о субъективной реальности, которое сеть предельно общее обозначение формы существования и принципа организации человеческой реальности (как непосредственное само |
ценностей родового бытия человека как своих собственных. Можно сказать, что человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух стали его субъективны (индивидуальным) духом [97, с.384]. Индивидуальный дух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различные стороны, но и уровни человеческой реальности. Можно говорить о таких обликах субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единичноуникальное) и универсальное (родовое) бытие человека. Они являются и ступенями становления духовного мира человека, сферой освоения и принятия им духовного опыта человечества, мерой его духовности в целом. Их предпосылкой, основой является душевная жизнь человека, его субъективность. Душевные многообразные способности, механизмы душевной жизни выступают органами становления и способами реализации духовности человека, где и сами эти способности продолжают совершенствоваться. Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности (освоение норм и способов человеческой деятельности, правил и максим общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей) есть предпосылка и предыстория становления индивидуального духа человека. Это та основа, площадь опоры, на которой начинает осуществляться конвергенция (сворачивание в точку) всей предшествующей психологической организации человека [97, с.385]. В своей статье «Реальность субъективного духа» В.И.Слободчиков рассматривает с духовной точки зрения такое понятие, как «индивидуальность». «Индивидуальность» определяется В.И.Слободчиковым как «становящееся (возрастающее) качество душевной жизни в процессе ее индивидуализации, приводящей человека в целом к его уникальности и неповторимости» [109]. 53 Человек как индивидуальность (по В.И.Слободчикову) раскрывается в самобытном авторском прочтении социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («не общего») лица, в следовании голосу собственной совести. «Традиционная психология изучала эмпирическое проявление личности в поведении и действиях человека, отчуждая его духовное начало в сферу культуры и общечеловеческих ценностей, утратив тем самым истинный масштаб человеческой реальности. Но уже сегодня встает фундаментальная проблема поиска тех категорий, которые удерживали бы в себе «не слитно не раздельно» духовность человека и ее эмпирические манифестации и воплощениость. Такой категорией может быть понятие о субъективной реальности, которое есть предельно общее обозначение формы существования и принципа организации человеческой реальности (как непосредственное самобытно человека). Как общий принцип существования человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности и находит свое высшее выражение в рефлексии. Именно поэтому феномен субъективности должен быть поставлен в самый центр всей психологической проблематики человека, включая его телесное существование, душевную жизнь, духовное бытие», утверждает В.И.Слободчиков. С позиции субъективной реальности проблема духовности рассматривается и в работах В.Н.Панферова. В.Н.Панферов утверждает, что «человек в качестве субъекта способен выбирать в сложившихся и предлагаемых обстоятельствах свою линию поведения. Это означает, что человек может проявлять относительную независимость от коголибо или чего-либо. В этом смысле он является хозяином своей судьбы. |