Проверяемый текст
Костюк Юлия Анатольевна; Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности (Диссертация 2003)
[стр. 57]

5 7 Ведущим элементом в познавательном компоненте является знание, которое следует понимать не как непосредственную данность, а как духовный продукт, создание которого опосредовано наличными возможностями культуры.
Эти возможности многообразны, предстают как динамические и развивающиеся, зависимы от условий социокультурной ситуации.
Поэтому как передача, так
создание и усвоение знаний тесно связаны с активной деятельностью субъекта познания, что позволяет избежать однообразия и прямолинейности в процессе познания и осуществить переход от менее полной к более полной истине.
Нравственный компонент духовности (как сфера поиска добра) определяется им как степень гармонизации в сознании и поступках личности общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения.
Они
не только привносятся в среду, конкретный коллектив в готовом виде, но и формируются активно в коллективе, самой личностью.
Сами нормы выступают в повседневной жизни как единство высших ценностей человеческого общежития и запретов на те или иные поступки.
Первое есть неукоснительное исполнение в отношении к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, второе это пределы, которые нельзя преступать, во имя блага другого.
Нравственные ценности, отражающие содержание морали общества, получая в личности свое индивидуальное
бытие, формируют у нее позицию носителя этих ценностей, которые являются некой духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза.
Следует, однако, признать, что как человек, личность формируется только через посредство своих отношений с другими людьми.
Применительно к духовному становлению это означает, что сознание себя в качестве носителя нравственных ценностей невозможно вне отношения к другому человеку как такому же носителю этих ценностей.
Кроме того, отношение к другому как полноправному носителю
[стр. 59]

59 Л*> I.
Познание как компонент духовности понимается Н.А.Коваль как комплексный процесс, направленный на окружающую действительность, на человека этой действительности.
В его основе лежат высшие психические функции, все свойства ума (широта, глубина, гибкость, самостоятельность, самокритичность и др.), все свойства и формы интеллекта, оно включает процессы рефлексии, творческой активности.
Познавательная деятельность, в которую личность включена постоянно, проявлением духовности может быть не всегда.
Это происходит лишь тогда, когда познавательная деятельность ориентирована на самореализацию личности в соответствии с нравственными, эстетическими нормами, составляющими основу духовности, что достигается гармонизацией названных сфер и самопознанием, а также неотделимостью познания внешнего мира от самопознания.
Сфера познания пронизывает сферы нравственного, эстетического и благодаря процессу познания, эти нравственные, эстетические ценности присваиваются личностью.
Известны случаи, когда, находясь в высококультурной среде, индивид с недостаточно сформированной познавательной сферой оставался невосприимчив к культурной, нравственной, эстетической среде.
Познавательный компонент включает в себя знания, способы познавательной деятельности, умения воспринимать ситуацию сквозь призму духовных ценностей; способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, выделять главное.
Ведущим элементом в познавательном компоненте является знание, которое следует понимать не как непосредственную данность, а как духовный продукт, создание которого опосредовано наличными возможностями культуры.
Эти возможности многообразны, предстают как динамические и развивающиеся, зависимы от условий социокультурной ситуации.
Поэтому как передача, так
и создание и усвоение знаний тесно связаны с активной деятельностью субъекта позна

[стр.,60]

60 ния, что позволяет избежать однообразия и прямолинейности в процессе познания и осуществить переход от менее полной к более полной истине.
2.
Нравственный компонент духовности определяется им как степень гармонизации в сознании и поступках личности общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения.
Они
нс только привносятся в среду, конкретный коллектив в готовом виде, но и формируются активно в коллективе, самой личностью.
Сами нормы выступают в повседневной жизни как единство высших ценностей человеческого общежития и запретов на те или иные поступки.
Первое есть неукоснительное исполнение в отношении к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, второе это пределы, которые нельзя преступать во имя блага другого.
Нравственные ценности, отражающие содержание морали общества, получая в личности свое индивидуальное бытие, формируют у нее позицию носителя этих ценностей, которые являются некой духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза.
Следует, однако, признать, что как человек, личность формируется только через посредство своих отношений с другими людьми.
Применительно к духовному становлению это означает, что сознание себя в качестве носителя нравственных ценностей невозможно вне отношения к другому человеку как такому же носителю этих ценностей.
Кроме того, отношение к другому как полноправному носителю
нравственных ценностей позволяет человеку глубже осознать свою позицию в качестве такого же носителя нравственной (или безнравственной) нормативности.
Проблема нравственного и безнравственного изучается этикой, является основой этического анализа в подходе к жизненным явлениям и нужна каждому человеку.
Владение основами этики есть проявление духовности, поскольку позволяет каждому познать и оценить себя, собственные и чужие поступки и выработать свои нормы.


[стр.,76]

духовно-творческая активность личност и, где особое значение приобретают воля, высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, потребность в позитивной свободе и др.
В большинстве современных психологических теорий и концепций по проблеме духовности прослеживается взаимосвязь духовного развития с нравственной активностью субъекта психической деятельности.
Духовность, как приобщение к нравственным ценностям рассматривается в работах А.Н.Леонтьева, В.Ф.Петренко [66, 83, 84].
Б.Братусь анализирует духовность в единстве с нравственным сознанием личности [13, 97].
В.Д.Ш адриков, рассматривая духовные способности личности, отмечает значение нравственных качеств в их развитии [97, 128, 129].
Нравственность выделена как один из составных компонентов структуры духовности в работах Н.А.Коваль [48].
Нравственность личности это степень гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения.
Они не только привносятся в среду
в готовом виде, но и формируются активно самой личностью.
Сами нормы выступают в повседневной жизни как единство высших ценностей человеческого общежития и запретов на те или иные поступки.
Первое есть неукоснительное исполнение в отношении к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, второе это пределы, которые нельзя преступать во имя блага другого.
Нравственные ценности, отражающие содержание морали общества, получая в личности свое индивидуальное
быше, формируют у нее позицию носителя этих ценностей, которая является некой духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза.
Исходными элементами нравственности как компонента духовности являются, по словам НАКоваль, во-первых, представления человека об общечеловеческих ценностях, во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на

[Back]