58 нравственных ценностей позволяет человеку глубже осознать свою позицию в качестве такого же носителя нравственной (или безнравственной) нормативности. Исходными элементами ' нравственности как компонента духовности являются, во-первых, представления человека об общечеловеческих ценностях; во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе свободного выбора и, втрстьих, реализация их в поступках, деятельности индивида. Важным элементом также является самооценка человеком своих нравственных позиций и соотнесение себя с нравственными нормами. Нравственность в духовном аспекте это нс воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности. Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и раскрытие своих ценностей в окружающей действительности. Нравственный компонент это нормы духовного поведения, регулирующие личные и общественные интересы, взаимоотношения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство. Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социальный альтруизм), то есть через отношения, не сводимые к вещным отношениям. Эти ценности, которыми руководствуется человек в духовном поведении, обеспечивают высшую общественную или личную |
61 № & % Г Поэтому исходными элементами нравственности как компонента духовности являются, во-первых, представления человека об общечеловеческих ценностях; во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе свободного выбора и, втретьих, реализация их в поступках, деятельности индивида. Важным элементом также является самооценка человеком своих нравственных позиций и соотнесение себя с нравственными нормами. Нравственность в духовном аспекте это не воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности. При этом возможны ошибки, добросовестные заблуждения, но всегда у человека присутствует стремление найти и создать нравственные подлинные ценности. Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и раскрытие своих ценностей в окружающей действительности. В основе гармонизации сфер познания и нравственности лежат нравственные мотивы как движущ ие механизмы духовной жизни человека. Это мотивы «уважения к нравственному закону», мотив «любви к добру ради самого добра», мотивы возвышения себя или другого, мотив помощи, спасения, мотив благополучия, защиты себя или другого, мотив духовного или телесного излечения и другие. Нравственный компонент это нормы духовного поведения, регулирующ ие личные и общественные интересы, взаимоотнош ения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо. Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство. Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социаль ный альтруизм), то есть через отношения, не сводимые к вещным отношениям. Эти ценности, которыми руководствуется человек в духовном поведении, обеспечивают высшую общественную или личную целесообразность, так как она направлена на поддержание гармонии личности и общества, выступающей условием их благополучия. Не каждый индивид это осознает, но осознает человечество в целом по мере развития и возвышения духовной культуры человека как самодовлеющей ценности. 3. Эстетический компонент в структуре духовности это восприятие жизни как ценности, наслаждение этими ценностями; это способность воспринимать красоту в окружающем мире, чему способствуют такие составляющие эстетического компонента, как эстетические переживания (чувства), эстетическая оценка на основе накопленного опыта эстетических восприятий и сложившихся критериев красоты; эстетический вкус, эстетическая установка в практической деятельности личности. Особая роль в формировании эстетического компонента принадлежит средствам культуры и искусства, выступающим в процессе становления человека как пути его духовного самосоверш енствования. Таким образом, духовность это сложноструктурированный феномен, включающий достаточно широкий диапазон составляю щ их, а их взаимодействие и гармонизация имеют большое значение в развитии духовности. Интегрируясь, они образую т особый, относительно самостоятельный план отражения, преобразования окружающего мира и Я в этом мире. Эстетические, нравственные, познавательные ценности, будучи взаимосвязанными, являются сторонами духовности, которая как вид идеального отражает наиболее значимые типы межсубъектных отио основе свободного выбора и, в-третьих, реализация их в поступках, деятельности индивида. Нравственность в духовном аспекте это не воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности. При этом возможны ошибки, добросовестные заблуждения, но всегда у человека присутствует стремление найти и создать подлинные нравственные ценности. Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и раскрытие своих ценностей в окружающей действительности. По мнению известного русского психолога А.А.Ухтомского, нравственны е нормы , в которы х сконцентрированы идеалы "должного, желанного, предвиденного", являются двигателем духовной эволюции человека. Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые другие проявления психической деятельности человека подвержены развитию. Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление человек происходит в несколько стадий. Скорость прохождения этих стадий зависит от многих внешних и внутренних факторов: от уровня интеллекта, нравственных установок семьи, общества, от принятых в этом обществе традиций воспитания детей и ДРНравственный фактор восходит в процесс самообособления человека, дает ему возможность выделять себя из окружения, участвует в формировании его «Я». Роль нравственных факторов в духовном становлении человека, его самообособление, выделение из окружения и в то же время чувство общности на определенном уровне его самосознания, проявляется в формировании его концепции «Я». В то же |