Проверяемый текст
Костюк Юлия Анатольевна; Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности (Диссертация 2003)
[стр. 61]

61 самосознания человека на всех этапах онтогенеза.
Исходными элементами нравственности как компонента духовности являются,
по словам Н.А.Коваль, вопервых, представления человека об общечеловеческих ценностях, во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе свободного выбора и, в-третьих, реализация их в поступках, деятельности индивида.
Нравственность в духовном аспекте это не воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности.
При этом возможны ошибки, добросовестные заблуждения, но всегда у человека присутствует стремление найти и создать
нравственные ценности.
Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и раскрытие своих ценностей в окружающей действительности.

По мнению известного русского психолога А.А.Ухтомского, нравственные нормы, в которых сконцентрированы идеалы "должного, желанного, предвиденного", являются двигателем духовной эволюции человека.
Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые другие проявления психической деятельности человека подвержены развитию.
Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло.
Нравственное взросление человека происходит в несколько стадий.
Скорость прохождения этих стадий зависит от многих внешних и внутренних факторов: от уровня интеллекта, нравственных установок семьи, общества, от принятых в этом обществе традиций воспитания детей и др.
[стр. 61]

61 № & % Г Поэтому исходными элементами нравственности как компонента духовности являются, во-первых, представления человека об общечеловеческих ценностях; во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на основе свободного выбора и, втретьих, реализация их в поступках, деятельности индивида.
Важным элементом также является самооценка человеком своих нравственных позиций и соотнесение себя с нравственными нормами.
Нравственность в духовном аспекте это не воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности.
При этом возможны ошибки, добросовестные заблуждения, но всегда у человека присутствует стремление найти и создать нравственные
подлинные ценности.
Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и раскрытие своих ценностей в окружающей действительности.

В основе гармонизации сфер познания и нравственности лежат нравственные мотивы как движущ ие механизмы духовной жизни человека.
Это мотивы «уважения к нравственному закону», мотив «любви к добру ради самого добра», мотивы возвышения себя или другого, мотив помощи, спасения, мотив благополучия, защиты себя или другого, мотив духовного или телесного излечения и другие.
Нравственный компонент это нормы духовного поведения, регулирующ ие личные и общественные интересы, взаимоотнош ения личности и окружающего мира таким образом, чтобы при этом были обеспечены и общее, и личное благо.
Отношение личности к общему благу как высшей цели характеризуется такими понятиями, как дружба, солидарность, братство.
Отношение к личному благу как конечной цели раскрывается через такие ценности, как человечность, гуманность, забота (социаль

[стр.,76]

духовно-творческая активность личност и, где особое значение приобретают воля, высокая самооценка, оптимизм, бодрость, стремление к успеху, гибкость мышления, изобретательность, ответственность перед собой и другими, вера в осуществимость намеченного, потребность в позитивной свободе и др.
В большинстве современных психологических теорий и концепций по проблеме духовности прослеживается взаимосвязь духовного развития с нравственной активностью субъекта психической деятельности.
Духовность, как приобщение к нравственным ценностям рассматривается в работах А.Н.Леонтьева, В.Ф.Петренко [66, 83, 84].
Б.Братусь анализирует духовность в единстве с нравственным сознанием личности [13, 97].
В.Д.Ш адриков, рассматривая духовные способности личности, отмечает значение нравственных качеств в их развитии [97, 128, 129].
Нравственность выделена как один из составных компонентов структуры духовности в работах Н.А.Коваль [48].
Нравственность личности это степень гармонизации в ее сознании и поступках общечеловеческих ценностей, выступающих в виде норм поведения.
Они не только привносятся в среду в готовом виде, но и формируются активно самой личностью.
Сами нормы выступают в повседневной жизни как единство высших ценностей человеческого общежития и запретов на те или иные поступки.
Первое есть неукоснительное исполнение в отношении к самому себе, к другим людям, к окружающей действительности, второе это пределы, которые нельзя преступать во имя блага другого.
Нравственные ценности, отражающие содержание морали общества, получая в личности свое индивидуальное быше, формируют у нее позицию носителя этих ценностей, которая является некой духовной характеристикой самосознания человека на всех этапах онтогенеза.
Исходными элементами нравственности как компонента духовности являются, по словам НАКоваль, во-первых, представления человека об общечеловеческих ценностях, во-вторых, процесс их интериоризации, то есть переход знаний в убеждения на


[стр.,77]

основе свободного выбора и, в-третьих, реализация их в поступках, деятельности индивида.
Нравственность в духовном аспекте это не воспроизведение норм, правил, положений этикета, а это стремление постоянно проверять духовные ценности на собственном опыте, сопоставляя личные и общественные идеалы и создавая тем самым собственные духовные нравственные ценности.
При этом возможны ошибки, добросовестные заблуждения, но всегда у человека присутствует стремление найти и создать
подлинные нравственные ценности.
Сказанное еще раз подтверждает, что духовность есть процесс творческого поведения, направленный на создание духовных ценностей и раскрытие своих ценностей в окружающей действительности.
По мнению известного русского психолога А.А.Ухтомского, нравственны е нормы , в которы х сконцентрированы идеалы "должного, желанного, предвиденного", являются двигателем духовной эволюции человека.
Нравственная сфера личности и моральные суждения, являющиеся ее составной частью, как и чувства, мышление, восприятие и некоторые другие проявления психической деятельности человека подвержены развитию.
Они никогда не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло.
Нравственное взросление человек происходит в несколько стадий.
Скорость прохождения этих стадий зависит от многих внешних и внутренних факторов: от уровня интеллекта, нравственных установок семьи, общества, от принятых в этом обществе традиций воспитания детей и ДРНравственный
фактор восходит в процесс самообособления человека, дает ему возможность выделять себя из окружения, участвует в формировании его «Я».
Роль нравственных факторов в духовном становлении человека, его самообособление, выделение из окружения и в то же время чувство общности на определенном уровне его самосознания, проявляется в формировании его концепции «Я».
В то же

[Back]