84 Волевое развитие личности подростка включает в себя три компонента: когнитивный, ценностно-эмоциональный и поведенческий. Для диагностики когнитивного компонента волевого развития и уровня сформированное™ представлений подростков о духовнонравственных ценностях нами был использован метод беседы, метод анкетирования (см. прил. 3) и методика Г.М. Фридман «Что такое хорошо, что такое плохо». Для диагностики ценностно-эмоционального компонента волевого развития подростков в диссертационном исследовании были использованы следующие методики. Метод контент-анализа сочинений на тему «Качества, которые мне нравятся и не нравятся в характере одноклассников». Полученные результаты, мы сравнили с аналогичными показателями конца прошлого века. МЫ остановились на характеристике качеств, которая была представлена в 1964г. проф. И.И.Купцовым и изучалась тождественным методом. Полученные результаты позволяют определить значимые для современных подростков личностные качества и определить тенденцию выбора как способствующую или препятствующую процессу духовно-нравственного и волевого развития учащихся. Духовно-нравственное и волевого развитие человека во многом определяется структурой ценностей, которая складывается у него в процессе социализации. В.Н.Мясищев рассматривал ценностные ориентации как центр духовного развития личности, как целостную систему сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе. Находящиеся в определенной иерархии жизненные ценности оказывают влияние на человека и детерминируют его поведение. Иерархия ценностных ориентаций, степень большего или меньшего предпочтения |
109 А V; общечеловеческие духовные ценности. Появление у человека хотя бы приблизительного осознанного представления о последних свидетельствует не только о признании субъективной значимости духовных ценностей, но и о психологической готовности к их усвоению и формированию». Для диагностики омогцюиалыюго компонента в работе были использованы следующие методики. Методика Г.М.Фридман «Как поступать», предназначенная для диагностики эмоционального компонента нравственного сознания подростка. Суть методики заключается в том, что ребенку предлагается представить заданную ситуацию, сообщить, как бы он себя в ней повел, и обосновать, почему он поступил бы именно так. Все ответы учащихся мы условно разделили натри группы. Ответы 1-й группы имеют духовно-нравственную направленность (2 балла); ответы 2-й группы практически прагматическую направленность (1 балл); ответы 3-й группы безразлично отстраненную направленность^ баллов). Методика позволяет выявить доминирующую потребность в структуре мотивов, так как в конкретной ситуации учащиеся оказываются перед личностным выбором, требующим осознанной мотивации. Так же нами был использован метод контент-анапиза сочинений на тему «Качества, которые мне нравятся и не нравятся в характере одноклассников», Полученные результаты, мы сравнили с аналогичными показателями конца прошлого века. В 60-е годы 20 столетия проф.И.И.Купцовым и проф.Н.Д.Левитовым изучались типичные недостатки учащихся подросткового возраста. Мы остановились на характеристике качеств, которая была представлена в 1964г. проф.И.И.Купцовым и изучалась тождественным методом. Полученные результаты позволяют определить значимые для современных подростков личностные качества и определить тенденцию выбора как способствующую или препятствующую процессу духовно-нравственного развития учащихся. Одним из элементов эмоционального компонента духовнонравственного развития является эмпатическое понимание и принятие другого человека (см.2.1.). В своей работе мы использовали методику экспресс-диагностики эмпатии И.МЛОсупова. Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, старикам, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. В опроснике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя 6 вариантов ответов. Единая материальная шкала интервалов позволяет, пользуясь ключом, получить общую характеристику эмпатии и оценки по отдельным шкалам. При оценке эмпатии как индивидуальнопсихологической характеристики следует учитывать факторы, в наибольшей мере влияющие на эмоциональную чувствительность и особенности эмоционального реагирования, такие, как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки и т.п. Духовно-нравственное развитие тесно коррелирует со структурой ценностных ориентаций человека. В.Н.М ясищ ев рассматривал ценностные ориентации как центр духовного развития личности, как целостную систему сознательных отношений личности к обществу, группе, труду, самой себе. Находящиеся в определенной иерархии жизненные ценности оказывают влияние на человека, детерминирую т его поведение. Рассматривая проблемы смысла и значения в жизни человека, С.Л.Рубинштейн видел функцию ценностей в регуляции поведения. Исследуя динамику этого процесса, он показал, что в ходе жизни происходит переоценка ценностей. Это является закономерным результатом перестройки взаимоотношений человека с окружающим миром и другими людьми. Те или иные ценности актуализируются в результате изменения внутренних условий. Духовно-нравственное развитие определяется структурой ценностей, которая складывается у него в процессе социализации. Иерар |