удовлетворением необходимых потребностей человека, то индивиды обретают в нем более надежную почву для достижения этой в себе разумной цели. Гражданское общество, с другой стороны, есть не только развитие принципа семьи, но и “вынашивание” в себе принципа государства. Последнее, в качестве знающей себя всеобщности, есть еще нечто внутреннее начало, формирующее содержание многочисленных потребностей и столь же многочисленных способов их удовлетворения. Но оно именно поэтому есть и нечто внешнее выступающее прежде всего как система формально-правовых определений. Всеобщее в гражданском обществе выступает, следовательно, лишь как внутренняя необходимость, являющаяся для самих его членов в форме нужды, кодекса позитивных законов, а так же учреждений, преследующих общеполезные цели. Внутренний характер всеобщности субстанциональной воли имеет своей обратной стороной внешний способ ее обнаружения в действительности. Государственное начало есть лишь как некоторая всеобщая связь, опосредующая самостоятельные крайности и их особенные интересы. Процесс опосредования и выявления всеобщего в особенном, возвышение особенных проявлений воли в их всеобщее определение есть в такой же мере и всестороннее проникновение всеобщей субстанциональной воли в систему особенных интересов общества, его хозяйственной и частной жизни. Лишь эта диалектическая сторона дальнейшего процесса самоопределения идеи нравственности в ней самой и, одновременно, развитие ею своих собственных предпосылок в более конкретные формообразования, могут быть, по Гегелю, предметом философского рассмотрения и научного изложения. Как отмечалось выше, непосредственный характер отношения единичной воли к своей субстанциональности в семье развивается в систему опосредования. Новая же ступень развития нравственной идеи, согласно Гегелю обнаруживает в себе два принципа. Одним принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя в качестве особенной цели. Такое лицо представляет собой, прежде всего, целостность потребностей, со |
Гражданское общество, с другой стороны, есть не только развитие принципа семьи, но и «вынашивание» в себе принципа государства. Последнее, в качестве знающей себя всеобщности, есть еще нечто внутреннее начало, формирующее содержание многочисленных потребностей и столь же многочисленных способов их удовлетворения. Но оно именно поэтому есть и нечто внешнее выступающее прежде всего как система формально-правовых определений. Всеобщее в гражданском обществе выступает, следовательно, лишь как внутренняя необходимость, являющаяся для самих его членов в форме нужды, кодекса позитивных законов, а так же учреждений, преследующих общеполезные цели. Внутренний характер всеобщности субстанциональной воли имеет своей обратной стороной внешний способ ее обнаружения в действительности. Государственное начало есть лишь как некоторая всеобщая связь, опосредующая самостоятельные крайности и их особенные интересы. Процесс опосредования и выявления всеобщего в особенном, возвышение особенных проявлений воли в их всеобщее определение есть в такой же мере и всестороннее проникновение всеобщей субстанциональной воли в систему особенных интересов общества, его хозяйственной и частной жизни. Лишь эта диалектическая сторона дальнейшего процесса самоопределения идеи нравственности в ней смой и, одновременно, развитие ею своих собственных предпосылок в более конкретные формообразования, могут быть, по Гегелю, предметом философского рассмотрения и научного изложения. Как отмечалось выше, непосредственный характер отношения единичной воли к своей субстанциональности в семье развивается в систему опосредования. Новая же ступень развития нравственной идеи, согласно Гегелю, обнаруживает в себе два принципа. Одним принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя в качестве особенной цели. Такое лицо представляет собой прежде всего целостность потребностей, соединения природной необходимости и произвола. 99 |