для сознания, стать известным и затем обрести благодаря этому общезначимость и мощь действительности. Осуществление права, перевод его содержания в форму объективного наличного бытия состоит в том, что оно доводится до сознания в виде устойчивого, имеющего силу определения, и полагается этим сознанием как нечто значимое и существенное. “То, что есть право, лишь становясь законом, обретает не только форму своей всеобщности, но и свою истинную определенность”.1Это, однако, не устраняет ограниченности позитивного закона, состоящей в том, что в силу самой формы положенности, а также применения его к эмпирии обособляющихся и переплетающихся бесконечным образом отношений в гражданском обществе, его содержание может противоречить праву в себе. Благодаря указанному выше процессу, всеобщее в праве переходит не только к своей особенности, но и к единичности, то есть к непосредственному применению. Поскольку право касается свободы самого достойного и священного в человеке то он сам должен знать его. С этим связана необходимость того, чтобы законы были доведены до всеобщего сведения. Тем самым удовлетворяется право самосознания и субъективной свободы человека. Содержание же позитивного закона обретает в элементе субъективности определение значимости и необходимости. Сфера правосудия, по Гегелю, обнаруживает себя в том, что не только право в себе, становясь законом, приобретает реальность, но и единичное право индивида как такового признается всеобщей волей в качестве наличного сущего и значимого. Лишь благодаря этому всеобщему признанию собственности и личности, всякое преступление против них есть одновременно и посягательство на всеобщее дело и свободу всех членов гражданского общества. Снятия этого нарушения вверяется гражданским обществом специальной публичной власти, задачей которой является познание и осуществление права в особенном случае. Именно в суде право в качестве всеобщего противостоит особенному волению и мнению о должном и законном. Весь процесс осуществления права выявляет в себе два момента, единстHegel G.W.F. Grudlinien philosophie des Rechts.Fr/ М., 1972 |
Второй принцип состоит в форме всеобщности, благодаря которой особенные цели находят свое удовлетворение. Объективный рассудок разъединяет оба момента в качестве самостоятельных и значимых сами по себе. Именно поэтому гражданское общество, по Гегелю, образует собой лишь внешнее, а не разумное единство, не единство понятия1. Так как оба принципа выступают только как опосредующие друг друга, то все моменты гражданского общества, как реально сущие сферы, оказываются I конкретными и деятельными в себе самих. Методология развертывания первого момента гражданского общества система потребностей подчинена опять же своему внутреннему понятию, как деятельной тотальности. Не внешние соображения, а различие понятия приводит Гегеля к необходимости начинать с потребности как таковой. Уже по самой природе, подчеркивает Гегель, система частных устремлений требует формального права в качестве инструмента защиты сферы особенного и всего, что с ней связано. Это вполне совпадает и с логикой исторического процесса. «Лишь после того, как люди изобрели многочисленные потребности и их приобретение переплелось с удовлетворением, могли образоваться законы»2. Движение формального права, как второго момента сферы гражданского общества, заключается в том, что оно в качестве закона должно выступить для сознания, стать известным и затем обрести благодаря этому общезначимость и мощь действительности. Осуществление права, перевод его содержания в форму объективного наличного бытия состоит в том, что оно доводится до сознания в виде устойчивого , имеющего силу определения, и полагается этим сознанием как нечто значимое и существенное. Благодаря указанному выше процессу, всеобщее в праве переходит не только к своей особенности, но и к единичности, то есть к непосредственному при1Гегель Г.В.Ф. Филиософия права. М., 1990. С.432. 2Hegel G.W.F. Grudlinien philosophie des Rechts. Fr/ М., 1972. S. 185. менению. Поскольку право касается свободы самого достойного и священного в человеке то он сам должен знать его. С этим связана необходимость того, чтобы законы были доведены до всеобщего сведения. Тем самым удовлетворяется право самосознания и субъективной свободы человека. Содержание же позитивного закона обретает в элементе субъективности определение значимости и необходимости. Сфера правосудия, по Гегелю, обнаруживает себя в том, что не только право в себе, становясь законом, приобретает реальность, но и единичное право индивида как такового признается всеобщей волей в качестве наличного сущего и значимого. Лишь благодаря этому всеобщему признанию собственности и личности, всякое преступление против них есть одновременно и посягательство на всеобщее дело и свободу всех членов гражданского общества. Снятие этого нарушения вверяется гражданским обществом специальной публичной власти, задачей которой является познание и осуществление права в особенном случае. Именно в суде право в качестве всеобщего противостоит особенному волению и мнению о должном и законном. Весь процесс осуществления права выявляет в себе два момента, единство которых составляет понятие гражданского общества, а именно: всеобщее в значении абстрактного права и субъективную особенность, проявляющуюся в каждом отдельном случае как деятельное начало. При этом моменту всеобщности права противостоит весь объем особенности и, прежде всего, сторона особенного блага, которая хоть и находит свое удовлетворение, но еще не получает всеобщего признания со стороны права в его действительности. Действительное же единство этих сторон и процессов их взаимного проникновения в форме относительного объединения обоих моментов и, соответственно, принципов первых двух сфер гражданского общества, осуществляется институтом полицейского надзора. То же самое в форме ограниченной в себе тотальности происходит в корпорации. Рассмотренное до сих пор формальное право представляет собой ограни101 |