Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 107]

действительностью в качестве самостоятельных.
Государство же есть и существует исключительно благодаря себе самому.
Именно поэтому Гегель, вслед за Фихте, часто сравнивает государство с организмом в себе целым.

“Государство, отмечает он в “Философии права”, есть организм, то есть развитие идеи в свои различия и их объективную действительность”.1Но оно вместе с тем есть и нечто более высокое, чем организм.
Государство есть
“дух, пребывающий в мире и реализующийся в нем сознательно, тогда как в природе он получает действительность только как иное себя, как дремлющий дух”} Духовное оказывается, по Гегелю, процессом в самом себе, различает себя и благодаря этому совершает круговорот своих текучих моментов.
Быть для себя в качестве самосознательного, организованного и расчлененного в себе целого есть не природная, а духовная необходимость необходимость самой свободы быть своим собственным миром.

Итогом анализа личности, гражданского общества и государства должно быть, согласно Гегелю, осознание того, что такое право и действительная свобода.

'EM*____________________________________________________ Это возможно лишь тогда, когда познание подчиненно единому методу и разворачивает себя в систему науки.
Ведь без уяснения того, что составляет субстанцию природной и духовной реальности, в чем состоит единство универсума, невозможно раскрыть природу человека.
Субстанцией последнего, как духовного существа, является процесс самоопределения всеобщей реальности к субъективному, объективному и абсолютному способу своего бытия.
Все эти необходимые моменты духовной природы человека, составляют ступени его самоосвобождения.
Объективную сторону этого процесса составляет реальность права, которое
в у Гегеля рассматривается не в его узко-юридическом значении, а как систематизированное целое, охватывающее наличное бытие всех определений свободы, разумной воли, включая сферу моральности и нравственности.
Действительное
1Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.С.
227.
2Там же.
С.
218.
3 В “Философии права” Гегеля мораль является результатом развития абстрактного права; в свою очередь, мораль переходит в нравственность.
В лекциях по истории философии мораль возникает как позднейшая антитеза нравственности, исторически сменяет ее в античности.
Последний переход как раз и соответствует процессу исторического выделения нравственности из архаических обычаев и традиций.
См.
подр.: Дробницкий О.Г.
Проблемы нравственности.
М., 1977.
С.
241-246.
107
[стр. 102]

ченную сферу, ибо относилось лишь к защите прав личности и собственности, индивидуального и всеобщего имущества, в котором воплощается единство потребности и деятельности по ее удовлетворению.
Теперь же, право как всеобщее, должно соотнестись и с особенным благом как таковым, которое помимо требует устранения случайностей препятствующих достижению той или иной цели.
Действительным в своей особенности право, в соответствии с теорией Гегеля, становится благодаря силе всеобщего, всеобщей власти, к ведению которой относится поддержание внешнего порядка.
«Этот порядок как деятельная сила есть внешнее государство, которое, поскольку оно коренится в высшем, субстанциональном государстве, проявляется в форме государственной полиции»1.
Поскольку государство, по Гегелю, есть действительность нравственной идеи и субстанциональной воли, то все моменты или стороны его бытия сами представляют некоторую действительность.
Это определение очень существенно, ибо с ним мы вступаем в такую сферу, которая есть тотальность своих собственных моментов и субстанция себя самой.
В этом коренное отличие идеи государства от двух предшествующих сфер, так как последние не обладают действительностью в качестве самостоятельных.
Именно поэтому Гегель, вслед за Фихте, часто сравнивает государство с организмом в себе целым.

«Государство, отмечает он в «Философии права», есть организм, то есть развитие идеи в свои различия и их объективную действительность' .
Но оно вместе с тем есть и нечто более высокое, чем организм.
Государство есть «...

дух, пребывающий в мире и реализующийся в нем сознательно, тогда как в природе он получает действительность только как иное себя, как дремлющий дух...» .
Духовное оказывается, по Гегелю, процессом в самом себе, различает себя и
блаГегель Г.В.Ф.
Энциклопедия фиолософских наук: В 3 т.
Т.
3.
М., 1977.
С.350.
2Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.227.
3Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.218.
I

[стр.,103]

103 годаря этому совершает круговорот своих текучих моментов.
Быть для себя в качестве самосознательного, организованного и расчлененного в себе целого есть не природная, а духовная необходимость необходимость самой свободы быть своим собственным миром.

В соответствии с природой понятия, диалектически развивающегося от единичного через особенное к всеобщему, идея государства в учении Гегеля раскрывает себя в трех моментах своей действительности.
Ее непосредственной действительностью является конституция, сфера внутреннего государственного права.
Это пребывание идеи в своем собственном понятии как внутреннем отношении государства к себе самому, выступает во втором моменте, как отношение отдельного государства к другим государствам.
Всеобщий действительностью идеи государства является, по Гегелю, процесс рефлективной деятельности в семье и гражданском обществе, она может быть их имманентной властью, конкретной в себе самой действительностью свободы.
Эта конкретность, характеризующая природу нравственного вообще, состоит прежде всего в том, что государство есть единство всеобщего и особенного.
«Государство действительно и его действительность заключается в том, что интерес целого реализуется в особенных интересах» .
Существенным является и то, что гражданское общество находится в объективном и естественном противоречии с государством, но не как нечто самостоятельное, обособленное и равноправное, а скорее как субординированное по отношении к своей политической форме.
Точно так же, как момент особенности в понятии есть производное, положенное и возвращающееся в свое единство, так и сфера рефлектированного в себя особенного интереса подчиняется всеобщему благодаря деятельности суда, полиции и корпоративный организации общественной и экономической жизни, находя в этих институтах защиту и обеспечение своих прав.
По своей природе особенный интерес не знает 1 Гегель Г.В.Ф.
Философия права.
М., 1990.
С.238.


[стр.,104]

меры в себе самом, и поэтому элемент упорядоченности и пропорциональности в экономику, хозяйственную жизнь общества, может быть внесен лишь государством, которое в лице правительства обладает знанием потребностей целого.
Здесь оно выступает как самосознание того, что в обществе лишь сознается.
Итогом анализа личности, гражданского общества и государства должно быть, согласно Гегелю, осознание того, что такое право и действительная свобода.

Это возможно лищь тогда, когда познание подчиненно единому методу и разворачивает себя в систему науки.
Ведь без уяснения того, что составляет субстанцию природной и духовной реальности, в чем состоит единство универсума, невозможно раскрыть природу человека.
Субстанцией последнего, как духовного существа, является процесс самоопределения всеобщей реальности к субъективному, объективному и абсолютному способу своего бытия.
Все эти необходимые моменты духовной природы человека, составляют ступени его самоосвобождения.
Объективную сторону этого процесса составляет реальность права, которое
у Гегеля рассматривается не в его узко-юридическом значении, а как систематизированное целое, охватывающее наличное бытие всех определений свободы, разумной воли, включая сферу моральности и нравственности.
Действительное
право в этом случае является тем, чему граждане повинуются не как принуждающей внешней силе, которой они не могут противостоять, а той реальностью, без которой они просто перестают быть свободными людьми.
Только целостный взгляд на философию права Гегеля позволяет правильно оценить особенности его отношения к теории естественного права и особенности трансформации этой теории под воздействием диалектической методологии Гегеля.
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
В работах Гегеля трудно найти отчетливое определение естественного права.
Наиболее адекватно, на наш взгляд, естественное право по Гегелю определено С.
Кечекьяном: «...
для Гегеля естественное право есть единство бытия и

[Back]