Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 111]

стей к ценностям правовым, которые, будучи субстанциальными по отношению к моральным ценностям, раскрывают внутреннюю глубину личности, дают ей общественно-исторический “объем”, возводят ее к уровню подлинной гражданственности и исторического действия.
Сегодня любые попытки научного анализа проблем отношения личности и гражданского общества, государства и гражданина, права и нравственности, не принимающие во внимание разработку этих вопросов в немецкой классической философии и особенно гегелевской философии права, обречены на односторонность и неадекватное отношение к столь важной сфере человеческого.
существования.
Обращение к великому учению прошлого, превращение его в составную часть нашей культуры мысли, оказывается не только безусловно полезным для самой этой культуры и индивида, который эти занимается, но и обладает ответным требованием быть достойными усваиваемого наследия.

Имея это в ввиду, мы попытались избежать многих недоразумений и нелепостей, которые сопровождали рецепцию спекулятивной философии на протяжении полутора веков.
Во втором предисловии к “Энциклопедии философских наук” Гегель сам высказал на этот счет справедливое пожелание: “о науке можно судить только исходя из понятия, на котором она основывается, и так как она есть саморазвитие последнего, то суждение о ней, исходящие из понятия, есть не столько сужде-.
ние
о ней, сколько движение вперед вместе с ней.
Такого суждения я должен пожелать также и этому опыту, и только такое суждение я могу уважать и принимать во внимание”.'
Немецкая философия проложила путь новому по отношению к метафизике методу мышления и познания методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни.
Несмотря на довольно существенные различия в трактовке
проблем права, нравственности, морали и их взаимоотношения Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к их пониманию прилагаются рациональ1 Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук.
М .,1975.
Т.1.
С.
72.

Ill
[стр. 110]

Сравнение двух концепций права обнаруживает различный подход к нему немецкого философа и теоретиков естественного права.
Присущая последним характерная черта исследования проблем государства и права с точки зрения долженствования, является в данном случае особенностью гегелевского подхода.
И наоборот, задачу познать и описать «то, что есть» или что становится на повестку дня выполняли авторы естественно правовых теорий, ибо они дали теорию правовых отношений, незадолго перед этим начавших складываться в некоторых странах Европы.
Именно Гегель создал образ идеальных правовых отношений, который явился одним из отправных моментов при последующей разработке теорий взаимоотношения индивидуума и государства.
Любые попытки научного познания общественной и политической жизни, не принимающие во внимание разработку этих вопросов в истории философии права и особенно гегелевской философии права, обречены на односторонность и неадекватное отношение к столь важной сфере человеческого существования.
Обращение к великому учению прошлого, превращение его в составную часть нашей культуры мысли, оказывается не только безусловно полезным для самой этой культуры и индивида, который этим занимается, но и обладает ответным требованием быть достойными усваиваемого наследия.

Во втором предисловии к «Энциклопедии философских наук» Гегель сам высказал на этот счет справедливое пожелание: «...о науке можно судить только исходя из понятия, на котором она основывается, и так как она есть саморазвитие последнего, то суждение о ней, исходящие из понятия, есть не столько суждение 0 ней, сколько движение вперед вместе с ней.
Такого суждения я должен пожелать также и этому опыту, и только такое суждение я могу уважать и принимать во внимание...» .

Итак, немецкая классическая философия права представляет единство также 110 1Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук.
М.,1975.
Т.1.
С.72.


[стр.,112]

го наукоучения)1.
Однако, эта диалектика «Я -Ты» является насколько моральной, настолько и правовой.
Во всяком случае именно ее Фихте рассматривает в качестве исходного пункта своей теории естественного права.
Поэтому нам представляется правильным говорить не просто о моральном, но о моральноправовом основании философии Фихте.
Пожалуй, лишь у Шеллинга из числа всех немецких классиков философия права отходит на задний план, в силу, как нам кажется, того, что он сосредоточил свое преимущественное внимание на проблемах философии природы.
Однако и у Шеллинга, как было показано выше, мы найдем немало интересных и оригинальных идей, которые могли бы быть с успехом актулизированы в ходе разработки современных вопросов теории права и государства.
В значительной мере имея в виду задачи построения теории права, отвечавшей идеалам свободы эпохи Нового времени, классики немецкой философии разрабатывали в качестве основания теории права онтологический аспект философии учение о бытии; учение о познании гносеологию, вместе с тем исследовали различные формы человеческой деятельности, в том числе социальную жизнь человека.
Они размышляли об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии.
Немецкая философия проложила путь новому методу мышления и познания методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни.
Несмотря на довольно существенные различия в трактовке
развития истории и сущности права Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем, главное состоит в том, что к их пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: истоFichte.
Grobenzell, 1984.
S.
38.
1Lauth R.
Hegel von der Wissenschaftslehre.
Stuttgart, 1987.
S.
158-159.
112

[Back]