Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 112]

ные мерки и критерии: историческое развитие права предполагается исследовать не с помощью прозрения интуиции, а научно теоретически.
И самое существенное, что их объединяет: в своем постижении сущности человека,
права и нравственности их философские учения развиваются на фундаменте принципа свободы и других важнейших гуманистических ценностей.
Именно в этом аспекте они оказали наиболее глубокое влияние на развитие мировой философской и философско-правовой мысли, включая и русскую философию права.
2.3.
Значение идей немецкой классической философии для решения актуальных проблем отношения права и нравственности Как мы видели, тема отношения права и нравственности в истории философии и истории философии права является одной из традиционных.
Наиболее значительный вклад в ее осмысление внесли классики немецкой философии, особенно Кант, Фихте и Гегель, на теоретические выводы которых опирались представители русской философии права.
Учение немецких мыслителей по вопросу об отношении права и нравственности не исчерпало своего научного и духовного потенциала вплоть до наших дней.

При этом историческая заслуга Канта в осмыслении всеобщих основ государства, права и нравственности состоит в исследовании очень тонких и многозначных связей между моралью и правом, между свободой воли человека и необходимостью государственного принуждения, в исследовании источника происхождения различных видов права (естественное право, положительное право, справедливость).
В последнее время возрастает интерес к нравственноправовому учению Фихте.
Напомним, что в основе нравственности, по Фихте, лежит идея автономии воли, т.е.
идея свободы, составляющая краеугольный камень всей его системы.
Эту идею он заимствует в общих чертах у Канта и подробно разрабатывает в своем Наукоучении.
Право же развивается из ограничения свободы, вследствие отношения друг другу волевых интерсубъективных актов двух социально равных субъектов.
Таким образом, корень у права и у нравственности, по Фихте, один свобода, но различны условия ее
осуществ112
[стр. 113]

рическое развитие права предполагается исследовать не с помощью прозрения интуиции, а научно-теоретически.
И самое существенное, что их объединяет: в своем постижении сущности человека
и права их философские учения развиваются на фундаменте принципа свободы и других важнейших гуманистических ценностей.
113 4.


[стр.,251]

Тема отношения права и нравственности является одной из традиционных в истории философии права.
Наиболее значительный вклад в ее осмысление внесли классики немецкой философии, особенно Кант, Фихте и Гегель, на теоретические выводы которых опирались представители русской философии права.
Учение немецких мыслителей по вопросу об отношении права и нравственности не исчерпало своего научного и духовного потенциала вплоть до наших дней.

Показательно, что именно по вопросу об отношении права и нравственности (которую Кант еще не отличает от морали, так, что эти слова употребляются им как синонимы), современные исследователи прежде всего обращаются к Канту.
Так, на международной конференции «Допозитивистское право как помощь в ориентации в периоды политических крахов», проходившей в Йене в августе 1992 г., отмечалось, что именно кантовская теория отношения права и морали может задавать нормативную ориентацию в эпохи бурных политических переворотов (вопрос ставится в связи с воссоединением Германии).
Фактически полностью посвящен кантовскому наследию "Ежегодник права и этики" в связи с поставленной здесь проблемой отношения права и нравственности , к материалам которого мы еще будем обращаться в процессе нашего анализа проблемы.
Из отечественных работ последних лет следует обязательно назвать глубокое исследование Э.Ю.
Соловьева.
«И.
Кант: взаимодополнительность морали и права» .
В целом отметим, что историческая заслуга Канта в осмыслении всеобщих основ государства и права состоит в исследовании очень тонких и многозначных связей между моралью и правом, между свободой воли человека и необверы и нравственности.
С.
17.
1Archiv fur Rechts und Sozialphilosophie.
Vol.
81.
1995.
2.
Quartal.
Heft 2.
Stuttgart.
S.
294.
2Jahrbuch fur Recht und Ethik.
Band 1(1993).
Herausgegeben von B.Sharon Byrd.
Berlin, 1993.
Соловьев Э.Ю.
И.Кант: взаимодополнительность морали и права.
М., 1992.


[стр.,252]

ходимостью государственного принуждения, в исследовании источника происхождения различных видов права (естественное право, положительное право, справедливость).
В последнее время возрастает интерес к нравственно-правовому учению Фихте.
Напомним, что в основе нравственности, по Фихте, лежит идея автономии воли, т.е.
идея свободы, составляющая краеугольный камень всей его системы.
Эту идею он заимствует в общих чертах у Канта и подробно разрабатывает в своем "Наукоучении".
Право же развивается из ограничения свободы, вследствие отношения друг другу волевых интерсубъективных актов двух социально равных субъектов.
Таким образом, корень у права и у нравственности, по Фихте, один свобода, но различны условия ее
осуществления в каждой их этих сфер: в области нравственности абсолютная автономия, в области права взаимоограничение социально реализующих себя индивидов.
У Гегеля мы находим наиболее детально и тонко разработанную во всей истории философии и истории правоведения концепцию отношения права и нравственности.
Великим мыслителем тщательно разрабатывается категориальный аппарат, позволяющий рассмотреть все ступени развития диалектического единства этих противоположностей от абстрактного единства в сфере морали и интерсубъективных отношений вплоть до конкретного единства в сфере нравственности .
Тема отношения права и нравственности, на категориальном уровне осмысленная немецкими классиками была обостренно актуальной для русской философско-правовой мысли в силу особенностей национальной традиции права.
В России всегда искали правду жизни, не удовлетворялись полезностью и умозрительностью.
Правда не может быть чисто юридической регламентацией по'См.: Альбов А.П., Масленников Д.В.
Отношение права и нравственности как философская и юридическая проблема // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации рубеже XX XXI веков.
СПб.: СПб ГУ, 1996.
С.
54-55.

[Back]