Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 113]

ления в каждой их этих сфер: в области нравственности —абсолютная автономия, в области права взаимоограничение социально реализующих себя индивидов.
У Гегеля мы находим наиболее детально и тонко разработанную во всей истории философии и истории правоведения концепцию отношения права и нравственности.
Великим мыслителем тщательно разрабатывается категориальный аппарат, позволяющий рассмотреть все ступени развития диалектического единства этих противоположностей от абстрактного единства в сфере морали и интерсубъективных отношений вплоть до конкретного единства в сфере нравственности.
Тема отношения права и нравственности, на категориальном уровне осмысленная немецкими классиками, была обостренно актуальной для русской философско-правовой мысли в силу особенностей национальной традиции права.
В России всегда искали правду жизни, не удовлетворялись полезностью и умозрительностью.
Правда не может быть чисто юридической регламентацией
поведения граждан, правда это стремление к справедливости, к истинности человеческих отношений, к добру и совершенству.
“Русская Правда” как юридический памятник, открытый В.Н.
Татищевым и по истокам восходящий к древнейшей истории Руси, свидетельствует о глубине слияния в России юридических, нравственных и религиозных категорий.
Той категорией, в отношении которой определялось понятийное пространство соотношения права и нравственности, было онтологизированное понимание абсолютного Добра.
Традиция его онтологизации восходит еще к античным временам, прежде всего к Платону, учившему о единстве Истины, Добра и Красоты как высших начал бытия.
Идея единства бытия и блага была многократно усилена Святыми
Отцами и Учителями Церкви, прежде всего Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Дамаскиным, Епифанием Кипрским, которые внесли в нее определенную правовую акцентировку.1 Естественно-правовые идеи об отношении права и нравственности, вы1См.: А.П.
Альбов, Д.В.
Масленников.
Бытие.
Свобода.
Право.
СПб., 1998.
113
[стр. 252]

ходимостью государственного принуждения, в исследовании источника происхождения различных видов права (естественное право, положительное право, справедливость).
В последнее время возрастает интерес к нравственно-правовому учению Фихте.
Напомним, что в основе нравственности, по Фихте, лежит идея автономии воли, т.е.
идея свободы, составляющая краеугольный камень всей его системы.
Эту идею он заимствует в общих чертах у Канта и подробно разрабатывает в своем "Наукоучении".
Право же развивается из ограничения свободы, вследствие отношения друг другу волевых интерсубъективных актов двух социально равных субъектов.
Таким образом, корень у права и у нравственности, по Фихте, один свобода, но различны условия ее осуществления в каждой их этих сфер: в области нравственности абсолютная автономия, в области права взаимоограничение социально реализующих себя индивидов.
У Гегеля мы находим наиболее детально и тонко разработанную во всей истории философии и истории правоведения концепцию отношения права и нравственности.
Великим мыслителем тщательно разрабатывается категориальный аппарат, позволяющий рассмотреть все ступени развития диалектического единства этих противоположностей от абстрактного единства в сфере морали и интерсубъективных отношений вплоть до конкретного единства в сфере нравственности .
Тема отношения права и нравственности, на категориальном уровне осмысленная немецкими классиками была обостренно актуальной для русской философско-правовой мысли в силу особенностей национальной традиции права.
В России всегда искали правду жизни, не удовлетворялись полезностью и умозрительностью.
Правда не может быть чисто юридической регламентацией
по'См.: Альбов А.П., Масленников Д.В.
Отношение права и нравственности как философская и юридическая проблема // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации рубеже XX XXI веков.
СПб.: СПб ГУ, 1996.
С.
54-55.


[стр.,253]

253 ведения граждан, правда это стремление к справедливости, к истинности чеР ловеческих отношений, к добру и совершенству.
"Русская Правда" как юридический памятник, открытый В.Н.Татищевым и по истокам восходящий к древнейшей истории Руси, свидетельствует о глубине слияния в России юридических, нравственных и религиозных категорий.
Той категорией, в отношении которой определялось понятийное пространство соотношения права и нравственности, было онтологизированное понимание абсолютного Добра.
Традиция его онтологизации восходит еще к античным временам, прежде всего к Платону, учившему о единстве Истины, Добра и Красоты как высших начал бытия.
Идея единства бытия и блага была многократно усилена Святыми
t Отцами и Учителями Церкви, прежде всего Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Дамаскиным, Епифанием Кипрским, которые внесли в нее определенную правовую акцентировку.
С новой аргументаций, основанной на методологических принципах немецкой классической философии, идею онтологизированного абсолютного Добра, единого с Истиной и Красотой, выдвинул В.С.Соловьев.
Однако она так или иначе была присуща всем видным представителям русской идеалистической философии права.
Выскажем мысль, что особенности трактовки сущности абсолютного Добра фундируют возможные подходы к пониманию природы как нравственных, так и правовых феноменов.
Добро может пониматься как абсолютное Добро, как сущность всеобщего бытия, а может как Добро воплощенное, сущее, наличное.
Очень важно понять, что здесь мы имеем не два "добра", но одно, единое, различающее само себя.
Однако это все же разные его моменты, которые поэтому можно отделить друг от друга, правда, лишь в абстракции.
Так, если мы абстрагируем первый момент, т.е.
будем понимать Добро лишь Подробнее см.: Сальников В.П.
Философия и право // Альбов А.П., Масленников Д.В.
Бытие.
Свобода.
Право.
СПб., 1998.
С.
4 -6.

[Back]