Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 118]

которой выступал Гегель.
Согласно Чичерину, право определяет внешние отношения между людьми, а нравственность внутренние.
Право устанавливает правило для внешних действий людей, нравственность устанавливает
внутренний распорядок человеческой души.
Обе области восполняют друг друга.
Внутренняя свобода регулируется нравственностью.
Принуждение можно употреблять во имя чужой свободы.
Пока человек не нарушает чужой свободы,
принут ждение не может иметь места.
Нравственный закон имеет ограничительное значение.
Он ограничивает пользование правом.
Например, юридический закон признает за человеком право собственности.
И это его право как им распоряжаться.
Хорошо или дурно.
Нравственный же закон запрещает человеку обращать свою собственность на безнравственные цели.
Юридический закон признает за кредитором право взыскивать долг со всякого должника, нравственный же закон запрещает взыскивать долг с бедняка, который может привести его к нищете.
Во имя нравственного закона человек подчиняется общественному началу, как высшему выражению духовной связи людей.
С другой стороны, как свободное лицо, оно пользуется правами.
Свобода является здесь как свобода общественная, определяющая отношение членов к иному целому, к которому они принадлежат.
Возникает противоречие,
разрешающееся законом развития, который заключается в постепенном осуществлении внутренней природы развивающегося общества.
Истинная природа духа познается не на низших, а на высших ступенях развития.
И исследуя это соотношение, нужно постоянно помнить, подчеркивает Чичерин, что личность с ее свободой
есть движущая сила истории, краеугольный камень всего общественного здания, источник общественной жизни.
И все противоречия общества следует рассматривать под этим углом зрения.
Например, нравственные и экономические точки зрения не тождественны.
Экономическая деятельность может быть в высшей степени нравственной и вовсе невыгодной в промышленном отношении и наоборот.
Нарастание методологических трудностей в конце века привело к мощной антипозитивистской волне в общественных науках, особенно в правоведе-'
b 4cv нии.
Чичерин выразил одну из новейших тенденций в этой критике,
апеллиро118
[стр. 264]

пропасть.
И тем не менее его критика "нравственного субъективизма" открывала лазейку для сомнительных путей реализации добра.
Его рассуждение о "собирательной организации", освобождающей своих членов от "индивидуальной ограниченности" и путем подчинения расширяющей якобы их нравственную волю, склоняет именно к таким ассоциациям.
Интересны и своеобразны собственные рассуждения Б.Н.Чичерина по поводу взаимоотношения права и нравственности.
Право определяет внешние отношения между людьми, а нравственность — внутренние.
Право устанавливает правило для внешних действий людей, нравственность устанавливает
внутренI ний распорядок человеческой души.
Обе области восполняют друг друга.
) Внутренняя свобода регулируется нравственностью.
Принуждение можно употреблять во имя чужой свободы! Пока человек не нарушает чужой свободы,
принуждение не может иметь места.
Нравственный закон имеет ограничительное значение.
Он ограничивает пользование правом.
Например, юридический закон признает за человеком право собственности.
И это его право как им распоряжаться.
Хорошо или дурно.
Нравственный же закон запрещает человеку обращать свою собственность на безнравственные цели.
Юридический закон признает за кредитором право взыскивать долг со всякого должника, нравственный же закон запрещает взыскивать долг с бедняка, который может привести его к нищете.
Во имя нравственного закона человек подчиняется общественному началу, как высшему выражению духовной связи людей.
С другой стороны, как свободное лицо, оно пользуется правами.
Свобода является здесь как свобода общественная, определяющая отношение членов к иному целому, к которому они принадлежат.
Возникает противоречие,
которое разрешается законом развития, который заключается в постепенном осуществлении внутренней природы развивающегося общества.
Истинная природа духа познается не на низших, а на высших ступенях развития.
И исследуя это соотношение, нужно постоянно помнить, подчеркивает Чичерин, что личность с ее свободой


[стр.,265]

есть движущая сила истории, краеугольный камень всего общественного здания, источник общественной жизни.
И все противоречия общества следует рассматривать под этим углом зрения.
Например, нравственные и экономические точки зрения не тождественны.
Экономическая деятельность может быть в высшей степени нравственной и вовсе невыгодной в промышленном отношении и наоборот.
Нарастание методологических трудностей в конце века привело к мощной антипозитивистской волне в общественных науках, особенно в правоведении.

Чичерин выразил одну из новейших тенденций в этой критике,
апеллировав к философскому обоснованию права.
Известно, что наиболее продуктивным в философском осмыслении общественных явлений Чичерин считал метод диалектической философии Гегеля и в целом немецкую классическую философскую традицию.
Свою философию права Чичерин строит на основаниях духовной или свободно-разумной природе личности.
Возможно Б.Н.Чичерин является наиболее последовательным.продолжателем во второй полови XIX века гегелевской традиции в понимании природы права и нравственности.
Его новаторство состояло в попытке применить социологическую парадигму Гегеля к анализу российской действительности, главным образом, к выработке таких социально-исторических механизмов, которые позволили бы стране развиваться эволюционным путем, без радикальной ломки существующих общественных форм и социальных взрывов.
Рассматривая вопрос о соотношении права и нравственности, Чичерин подчеркивал (и в этом сходство его позиции как с точкой зрения В.С.Соловьева, так и с учением немецких классиков), что источник права, равно как и нравственности, лежит в свободе.
Но это — свобода особого порядка: это свобода внешняя, которая состоит в независимости лица от чужой воли во внешних действиях.
Так как эти действия совершаются в общей для всех физической среде, которую человек подчиняет своим целям, то они неизбежно ведут к 265

[Back]