Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 119]

вав к философскому обоснованию права.
Известно, что наиболее продуктивным в философском осмыслении общественных явлений Чичерин считал метод диалектической философии Гегеля и в целом немецкую классическую философскую традицию.
Свою философию права Чичерин строит на основаниях духовной или свободно-разумной природе личности.
Возможно, Б.Н.
Чичерин
яв• ляется наиболее последовательным продолжателем во второй половине XIX века гегелевской традиции в понимании природы права и нравственности.
Его новаторство состояло в попытке применить социологическую парадигму Гегеля к анализу российской действительности.
Главным образом к выработке таких социально-исторических механизмов, которые позволили бы стране развиваться эволюционным путем, без радикальной ломки существующих общественных форм и социальных взрывов.
Рассматривая вопрос о соотношении права и нравственности, Чичерин подчеркивал (и в этом сходство его позиции как с точкой зрения
B.C.
Соловьева, так и с учением немецких классиков), что источник права, равно как и нравственности, лежит в свободе.
Но это свобода особого порядка: это свобода.
внешняя, которая состоит в независимости лица от чужой воли во внешних действиях.
Так как эти действия совершаются в общей для всех физической среде, которую человек подчиняет своим целям, то они неизбежно ведут к
столкновениям между свободными лицами.
Отсюда рождается потребность взаимного ограничения свободы; необходимо установление общего закона, определяющего область свободы каждого лица.
В такой трактовке права Чичерин следует за Гоббсом, однако он дополняет классический ход мысли оригинальным определением права как совместного существования свободы под общим законом.
Противоположность права нравственности Чичерин усматривает
в том, что свобода здесь составляет исходный принцип, а закон является только средством для осуществления этого начала.
Поэтому закон
ничего не предписывает;.
он только дозволяет все, что совместно со свободой других.
Поэтому собственно нравственные начала, согласно трактовке русского ученого, не имеют здесь силы и даже безнравственное действие может быть правомерно.

119
[стр. 265]

есть движущая сила истории, краеугольный камень всего общественного здания, источник общественной жизни.
И все противоречия общества следует рассматривать под этим углом зрения.
Например, нравственные и экономические точки зрения не тождественны.
Экономическая деятельность может быть в высшей степени нравственной и вовсе невыгодной в промышленном отношении и наоборот.
Нарастание методологических трудностей в конце века привело к мощной антипозитивистской волне в общественных науках, особенно в правоведении.
Чичерин выразил одну из новейших тенденций в этой критике, апеллировав к философскому обоснованию права.
Известно, что наиболее продуктивным в философском осмыслении общественных явлений Чичерин считал метод диалектической философии Гегеля и в целом немецкую классическую философскую традицию.
Свою философию права Чичерин строит на основаниях духовной или свободно-разумной природе личности.
Возможно Б.Н.Чичерин
является наиболее последовательным.продолжателем во второй полови XIX века гегелевской традиции в понимании природы права и нравственности.
Его новаторство состояло в попытке применить социологическую парадигму Гегеля к анализу российской действительности, главным образом, к выработке таких социально-исторических механизмов, которые позволили бы стране развиваться эволюционным путем, без радикальной ломки существующих общественных форм и социальных взрывов.
Рассматривая вопрос о соотношении права и нравственности, Чичерин подчеркивал (и в этом сходство его позиции как с точкой зрения
В.С.Соловьева, так и с учением немецких классиков), что источник права, равно как и нравственности, лежит в свободе.
Но это — свобода особого порядка: это свобода внешняя, которая состоит в независимости лица от чужой воли во внешних действиях.
Так как эти действия совершаются в общей для всех физической среде, которую человек подчиняет своим целям, то они неизбежно ведут к
265

[стр.,266]

столкновениям между свободными лицами.
Отсюда рождается потребность взаимного ограничения свободы; необходимо установление общего закона, определяющего область свободы каждого лица.
В такой трактовке права Чичерин следует за Гоббсом, однако он дополняет классический ход мысли оригинальным определением права как совместного существования свободы под общим законом .
Противоположность права нравственности Чичерин усматривает
здесь в том, что свобода здесь составляет исходный принцип, а закон является только средством для осуществления этого начала.
Поэтому закон
здесь ничего не предписывает; он только дозволяет все, что совместно со свободой других.
Поэтому собственно нравственные начала, согласно трактовке русского ученого, не имеют здесь силы и даже безнравственное действие может быть правомерно.

Чичерин в своих работах выступает против смешения права и нравственности, за их трактовку в качестве самостоятельных начал, хотя юридический закон и нравственный закон имеют общий источник — признание человеческой личности.
«Право, подчеркивает он, не есть только низшая ступень нравственности, как утверждают морализирующие юристы и философы, а самостоятельное начало, имеющее свои собственные корни в духовной природе человеi 2 ка.
Эти корни лежат в потребностях человеческого общежития» .
Нравственность, по Чичерину, служит иногда дополнением праву, и где норм юридического закона оказывается недостаточно, «нравственность может требовать совершения действий по внутреннему побуждению, например, при исполнении обязательств, не имеющих юридической силы»3.
При этом Чичерин специально подчеркивает, что право в отличии от нравственности есть, прежде всего, См.: Русская философия права: философия бытия, веры и нравственности.
С.
101.
2Чичерин Б.Н.
Философия права.
М., 1900.
С.
89.
3Там же.
С.
91.

[Back]