Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 123]

123 4 t v * N.•5склонялись нравственность — всецело продукт истории и видели в нравственных нормах только беспрерывно изменяющийся результат развития человека и человеческого общества.
Главным аргументом в пользу такого воззрения выдвигался факт изменчивости нравственных понятий, в зависимости от эпохи,
цивилизации и исповедуемой религии.
Значительная часть эволюционистов склонна была считать, что нет вечных истин в сфере нравственности, а есть только беспрерывно меняющиеся нравственные понятия, отражающие в себе ту или иную ступень культурного развития.
Трубецкой, возражая против такой трактовки нравственности, выдвигал следующий основной аргумент: весь мир находится в процессе беспрерывного развития; это всеобщее течение, совершающееся в области явлений, не исключает существования таких незыблемых законов сущего и таких вечных законов должного, которые определяют собой развитие мировой жизни, дают
направление потоку явлении, но сами находятся вне движения, вне развития и не подлежат изменению.
Выводить изменчивость добра из того, что меняются человеческие понятия о добре, так же абсолютно неверно, как и отрицать неизменность законов природы на том основании, что на различных ступенях своего развития человек представляет их себе неодинаково.
Трубецкой был убежден, что изменчивость нравственных понятий доказывает только, что нравственное сознание человека изменяется, прогрессирует; но это отнюдь не доказывает того, что изменяется сам закон, сама сущность добра.
Признание развития нравственного сознания человека не исключает возможности существования
таких вечных истин в нравственной области, которые лишь постепенно проникают в сознание человека и постепенно им усваиваются.
Разбирая аргументация эволюционистов, которая покоится на произвольном отождествлении образа добра с субъективными понятиями о добре и исходит из того допущения, что не существует блага объективного, что все то, что люди называют добром или благом, неизбежно несет на себе печать субъективности, Трубецкой отмечает, что если стать на такую точку зрения, то не может быть и
[стр. 275]

только беспрерывно изменяющийся результат развития человека и человеческого общества.
Главным аргументом в пользу такого воззрения выдвигался факт изменчивости нравственных понятий, в зависимости от эпохи,
цивилизаI ции и исповедуемой религии.
Значительная часть эволюционистов склонна была считать, что нет вечных истин в сфере нравственности, а есть только беспрерывно меняющиеся нравственные понятия, отражающие в себе ту или иную ступень культурного развития.
Трубецкой, возражая против такой трактовки нравственности, выдвигал следующий основной аргумент: весь мир находится в процессе беспрерывного развития; это всеобщее течение, совершающееся в области явлений, не исключает существования таких незыблемых законов сущего и таких вечных законов должного, которые определяют собой развитие мировой жизни, дают
направ1 ление потоку явлений, но сами находятся вне движения, вне развития и не подлежат изменению.
Выводить изменчивость добра из того, что меняются человеческие понятия о добре, так же абсолютно неверно, как и отрицать неизменность законов природы на том основании, что на различных ступенях своего развития человек представляет их себе неодинаково.
Трубецкой был убежден, что изменчивость нравственных понятий доказывает только, что нравственное сознание человека изменяется, прогрессирует; но это отнюдь не доказывает того, что изменяется сам закон, сама сущность добра.
Признание развития нравственного сознания человека не исключает возможности существования
I таких вечных истин в нравственной области, которые лишь постепенно проникают в сознание человека и постепенно им усваиваются.
Разбирая аргументация эволюционистов, которая покоится на произвольном отождествлении образа добра с субъективными понятиями о добре и исходит из того допущения, что не существует блага объективного, что все то, что люди называют добром или благом, неизбежно несет на себе печать субъективности, Трубецкой отмечает, что если стать на такую точку зрения, то не может быть и
речи о каких275

[Back]