Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 124]

речи о каких-либо вечных истинах в нравственной сфере.
В полемику включился профессор права А.С.

Ященко, выдвинув ряд аргументов в защиту теории этического минимума.
Материальное определение права, считает он, говорящее о действительном содержании права, может быть дано нравственностью, так как право есть лишь одно из выражений этической деятельности людей, и содержание нравственности определяется собою до известной степени и содержания права.
По мнению А.
Ященко, право никогда не может быть обособленно от нравственности.
Даже тогда, когда его сводят к простому разграничению интересов и воль, нельзя не считаться с моментом оценки этих интересов и воль по содержанию.
Никакое разграничение невозможно без оценки.
Когда кто-либо пытается противопоставить право нравственности по различию внешнего поведения и внутреннего настроения, то все равно приходится признавать, что право обращает внимание на содержание воли и на внутреннее состояние людей, и что нравственность требует
не только одного настроения, но и дела.
Право, считает А.
Ященко, есть именно принудительно осуществляемый минимум нравственности.
Право не может быть понято, как начало самостоятельное и отдельное от нравственности.
Из этого следует, что как правовые, так и нравственные начала в сознании имеют различные состояния (всякое совершенство может быть достигнуто через последовательную работу, через постепенное становление).
В этих состояниях есть та же борьба, что и во всех областях общественного существования, борьба между стремлением к сохранению и новым подъемом сознания.
В данном случае право исторически прогрессивно приближается к нравственности.

Рассматривая развитие проблемы соотношения права и нравственности в русской религиозной философии права, нельзя обойти вниманием концепцию томского ученого-правоведа И.В.
Михайловского, представленную в его работе
1 Ященко А.
Теория федерализма.
Юрьев, 1912.
С.
116-118.
2Там же.
С, 119.
124
[стр. 276]

либо вечных истинах в нравственной сфере.
В полемику включился профессор права А.СЛщенко,
выдвинув в своей работе «Теория федерализма.
Опыт синтетической теории права и государства» ряд аргументов в защиту теории этического минимума.
Материальное определение права, считает он, говорящее о действительном содержании права, может быть дано нравственностью, так как право есть лишь одно из выражений этической деятельности людей, и содержание нравственности определяется собою до известной степени и содержания права1.
По мнению А.
Ященко, право никогда не может быть обособленно от нравственности.
Даже тогда, когда его сводят к простому разграничению интересов и воль, нельзя не считаться с моментом оценки этих интересов и воль по содержанию.
Никакое разграничение невозможно без оценки.
Когда кто-либо пытается противопоставить право нравственности по различию внешнего поведения и внутреннего настроения, то все равно приходится признавать, что право обращает внимание на содержание воли и на внутреннее состояние людей, и что нравственность требует1не
только одного настроения, но и дела.
Право, считает А.Ященко, есть именно принудительно осуществляемый минимум нравственности.
Право не может быть понято, как начало самостоятельное и отдельное от нравственности.
Из этого следует, что как правовые, так и нравственные начала в сознании имеют различные состояния (всякое совершенство может быть достигнуто через последовательную работу, через постепенное становление).
В этих состояниях есть та же борьба, что и во всех областях общественного существования, борьба между стремлением к сохранению и новым подъемом сознания.
В данном случае право исторически прогрессивно приближается к нравственности .

См.: Ященко А.С.
Теория федерализма.
Опыт синтетической теории права и государства.
Юрьев, 1912.
С.
116-118.
2См.: Там же.
С.
119.
276

[стр.,277]

Рассматривая развитие проблему соотношения права и нравственности в русской религиозной философии права, нельзя обойти вниманием концепцию томского ученого-правоведа И.В.Михайловского, представленную в его работе "Очерки философии права"1.
----В ней он пытался систематизировать многочисленные теории взаимоотношения права и нравственности, выделяя среди них три типа.
Так, к первому типу относилась теория, согласно которой каждое требование нравственностиt v может быть обличено в форму юридической нормы и только эта форма создает ь ^ * * * Я — — — ^ • гт* * "™" ъ■ ^ * “ «ч ‘ 4L L I 41 ' 4 V V ' Т Ч й Р " Т право, то есть между правом и нравственностью нет различий.Вопрос же о^' превращении чисто нравственного требования в юридическую нормуесть вопрос о целесообразности.
Он решается государственной властью по целому ряду практических соображений.
Неизбежным результатом такого положения дела является чрезмерное расширение прав государства за счет прав личности: вся жизнь личности во всех ее проявлениях, ее чувства, ее мысли, ее самые интимные отношения, могут быть предметом государственной регламентации.
Государство руководствуясь принципами общего блага и благополучия всех и каждого, призвано вести граждан к лучшей нравственной жизни.
Второй тип теории диаметрально противоположен первому.
Здесь право выводится из самостоятельного источника отношений между разумными и свободными существами.
Именно в этих отношениях, а вовсе не в нравственных началах заимствует право свою силу.
В этой теории правильно подмечена самостоятельность права, однако, на наш взгляд, данная самостоятельность неоправданно преувеличена.
Получается, что если недостатком первой теории является ее односторонность, проявляющаяся в преувеличении существующей связи права и нравственности, их родства, и вытекающих отсюда печальных результатов для свобоСм.: Михайловский И.В.
Очерки философии права.
Т.
1.
Томск.
1903.
С.
144.

[Back]