Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 125]

“Очерки философии права”.1В ней он пытался систематизировать многочисленные теории взаимоотношения права и нравственности, выделяя среди них три типа.
Так, к первому типу относилась теория, согласно которой каждое требование нравственности
может быть обличено в форму юридической нормы и только эта форма создает право, то есть между правом и нравственностью нет различий.
Вопрос же о превращении чисто нравственного требования в юридическую норму есть вопрос о целесообразности.
Он решается государственной
v властью по целому ряду практических соображений.
Неизбежным результатом такого положения дела является чрезмерное расширение прав государства за счет прав личности: вся жизнь личности во всех ее проявлениях, ее чувства, ее мысли, ее самые интимные отношения, могут быть предметом государственной регламентации.
Государство, руководствуясь принципами общего блага и благополучия всех и каждого, призвано вести граждан к лучшей нравственной жизни.
Второй тип теории диаметрально противоположен первому.
Здесь право выводится из самостоятельного источника отношений между разумными и свободными существами.
Именно в этих отношениях, а вовсе не в нравственных началах заимствует право свою силу.
В этой теории правильно подмечена самостоятельность права, однако на наш взгляд данная самостоятельность неоправданно преувеличена.
Получается, что если недостатком первой теории является ее односторонность, проявляющаяся в преувеличении существующей связи права и нравственности, их родства, и вытекающих отсюда печальных результатов для
свободы личности, то теории второго типа, рассматривая полную независимость права от нравственности, страдают противоположной односторонностью.
Уже совпадение содержания многих юридических и нравственных норм (например, запрещение убийства) достаточно ясно показывает, что
принципиального различия между обеими теориями нет.
Кроме того, если мы оторвем право от этических основ, поставим его вне всякой связи с нравственным
по125 Михайловский И.В.
Очерки философии права: В 3 т.
Томск, 1903.
Т.1.
С.
144
[стр. 277]

Рассматривая развитие проблему соотношения права и нравственности в русской религиозной философии права, нельзя обойти вниманием концепцию томского ученого-правоведа И.В.Михайловского, представленную в его работе "Очерки философии права"1.
----В ней он пытался систематизировать многочисленные теории взаимоотношения права и нравственности, выделяя среди них три типа.
Так, к первому типу относилась теория, согласно которой каждое требование нравственностиt
v может быть обличено в форму юридической нормы и только эта форма создает ь ^ * * * Я — — — ^ • гт* * "™" ъ■ ^ * “ «ч ‘ 4L L I 41 ' 4 V V ' Т Ч й Р " Т право, то есть между правом и нравственностью нет различий.Вопрос же о^' превращении чисто нравственного требования в юридическую нормуесть вопрос о целесообразности.
Он решается государственной
властью по целому ряду практических соображений.
Неизбежным результатом такого положения дела является чрезмерное расширение прав государства за счет прав личности: вся жизнь личности во всех ее проявлениях, ее чувства, ее мысли, ее самые интимные отношения, могут быть предметом государственной регламентации.
Государство руководствуясь принципами общего блага и благополучия всех и каждого, призвано вести граждан к лучшей нравственной жизни.
Второй тип теории диаметрально противоположен первому.
Здесь право выводится из самостоятельного источника отношений между разумными и свободными существами.
Именно в этих отношениях, а вовсе не в нравственных началах заимствует право свою силу.
В этой теории правильно подмечена самостоятельность права, однако, на наш взгляд, данная самостоятельность неоправданно преувеличена.
Получается, что если недостатком первой теории является ее односторонность, проявляющаяся в преувеличении существующей связи права и нравственности, их родства, и вытекающих отсюда печальных результатов для
свобоСм.: Михайловский И.В.
Очерки философии права.
Т.
1.
Томск.
1903.
С.
144.


[стр.,278]

ды личности, то теории второго типа, рассматривая полную независимость права от нравственности, страдают противоположной односторонностью.
Уже совпадение содержания многих юридических и нравственных норм (например, запрещение убийства) достаточно ясно показывает, что
принципиальt ного различия между обоими теориями нет.
Кроме того, если мы оторвем право от этических основ, поставим его вне всякой связи с нравственным
порядком, тогда единственной санкцией его будет физическая сила.
^етий~тип^теории не отождествляет областей права и нравственности, но, исходя из несомненного их родства и тождества содержания многих юридических и нравственных норм, утверждает, что право есть известная часть нравственности.
А чтобы решить вопрос, какая же это часть нравственности, выдвигается теория этического минимума .
Вопрос о взаимоотношении права и нравственности, которому специально V посвящена IV глава указанной работы И.В.Михайловского, решается им на основании критериев, извлекаемых из отстаиваемой им теории свободы в праве.
Такими критериями для автора "Основ философии права" служат: I) противопоставление внешней и внутренней свободы человека; 2) признание неприменимости принуждения к сфере внутренней свободы и 3) либеральная доктрина о необходимости признания «принципиальных границ государственного вмешательства в личную жизнь граждан».
На основании этих критериев вопрос о взаимоотношении права и нравственности излагается Михайловским применительно к учению Канта, Гегеля и особенно Чичерина .
* Говоря о концепции Михайловского, прежде всего мы должны отметить одно существенное упущение в главе о праве и нравственности.
Мы имеем в виду вопрос о возможности, создаваемой неизбежным формализмом юридических норм.
Михайловский подходит к этому вопросу, когда критикует теорию этиСм.: Михайловский И.В.
Указ.
соч.
С.
143-146.
2См.: Там же.
С.
144-168.

[Back]