Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 127]

Второе наше замечание по поводу позиции И.В.
Михайловского, изложенной в четвертой главе труда, относится к вопросу о существовании в праве норм нравственно безразличных.
Михайловский решает вопрос в утвердительном смысле.

Мы не станем оспаривать его решения, хотя и не согласны с ним.
Этот вопрос издавна занимал юристов, богословов, философов, и разделял их на два противоположных лагеря, причем каждый, зная доводы противника, все же оставался при своем мнении.
Не углубляясь в споры, мы остановимся только на одном из примеров, приведенных у Михайловского в доказательство существования юридических норм нравственно безразличных.
Пример, который мы имеем в виду, гласит: “Для получения кафедры в университете требуется выдержать магистерский экзамен и иметь ученую степень” (§ 194).
Мы не находим этот пример удачным и вообще идущим к делу.
Более того, мы должны указать, что в другом месте требование ученого ценза для занятия университетской кафедры признается Михайловским правильным и, очевидно, не безразличным в нравственном отношении, так как автор тут же высказывается за повышение специальных требований образовательного ценза и видит в таком повышении показатель высшей культуры государства (§ 545).
Несмотря на указанные недостатки в целом можно согласиться с той трактовкой отношения права и нравственности, которую мы находим у Михайловского, поскольку в его труде явно ощутима тенденция к углубленному синтезу истинных элементов, существующих в различных правовых и этических системах.
Михайловский не останавливается на абстракции тождества или абстракции различия права и нравственности, но хочет видеть действительное основание их внутреннего единства, разграничить сферы компетенции того и другого и показать конкретный процесс их взаимодействия.

Решить эту задачу он стремится, указав на единые онтологические основания в Абсолюте как нравственности, так и права (трактуемого в пределах теории естественного права)2.
В
вопросе же о различии сфер действия права и 127 1Михайловский И.В.
Очерки философии права: В 3 т.
Томск, 1903.
Т.1.
С.1482 Русская философия права: философия веры и нравственности.
С.

252.
[стр. 279]

ческого минимума в праве, но уделяет ему всего несколько строк, не выясняет его сущности и, само собою разумеется, не говорит о постановке этого вопроса в литературе и в законодательстве.
При более тщательном и углубленном изучении дела нельзя согласиться с его утверждением, что в иных случаях «право помогает совершать безнравственные поступки» .
Следовало сказать, что в виду необходимого и потому неизбежного формализма и типологического характера юридических норм часто открывается возможность злоупотребления правом, и при этом следовало указать, что право и до революции, и в современных условиях строительства правового государства стремилось и стремится пресечь пути подобного злоупотребления.
Кроме того, в позиции И.В.Михайловского нам представляется малоперспективным его утверждение о существовании в праве норм нравственно безразличных.
Михайловский решает вопрос в утвердительном смысле.

Несмотря на указанные недостатки, в целом можно согласиться с той трактовкой отношения права и нравственности, которую мы находим у Михайловского, поскольку в его труде явно ощутима тенденция к углубленному синтезу истинных элементов, существующих в различных правовых и этических системах.
Михайловский не останавливается на абстракции тождества или абстракции различия права и нравственности, но хочет видеть действительное основание их внутреннего единства, разграничить сферы компетенции того и другого и показать конкретный процесс их взаимодействия.

Этот подход, без сомнения, может быть реализован и в настоящее время.
Решить указанную задачу построения синтетической теории права он стремится, указав на единые онтологические основания в Абсолюте как нравственности, так и права (трактуемого в пределах теории естественного права).
В
вок ‘Там же.
С.
150-151.
2Там же.
С.
150-151.
См.: Русская философия права: философия веры и нравственности.
СПб.,
1997.
С.
252.
279

[Back]