132 и для правопорядка в целом. Это происходит, когда нормы социальной морали не только совершают в конкретных правовых нормах отдельные “прорывы” в позитивное право, но и втягиваются как всеобщие принципы справедливости в саму конституционную систему и приобретают общую обязательность государственного закона. Особенно это касается тех случаев, когда конституция использует общепризнанные принципы справедливости (например, гарантии основных прав) в качестве “путеводной нити” для позитивных законов, а суду предоставляется возможность проверять соответствия этих законов с такими конституционными принципами. Право, безусловно, испытывает влияние господствующих духовных течений, а также изменений социальной морали. С другой стороны, оно в свою очередь воздействует на “этико-правовую среду” и участвует в формировании правовой морали: если законодатель решается на определенную, этически значимую формулировку, тем самым он, как правило, не только создает определенную обязательную норму принуждения, но и в силу своего авторитета участвует в установлении господствующих этико-правовых взглядов. Такие правовые нормы этико-правовой значимости обнаруживаются, например, в ценностных формулировках конституции, в семейном праве и особенно в уголовном праве. Так, например, в общественное сознание внедряется мысль о безответственности и опасности пьянства за рулем, пробуждается и укрепляется чувство недостойности такого поведения за счет того, что оно уголовно наказуемо. В конкретном плане возможны самые разнообразные взаимоотношения права и господствующей морали. Возможность влияния законодателя на господствующую правовую мораль в значительной мере основана на присущих каждому обществу чувстве порядка и потребности в прочной ориентации. Порядок, постоянство, последовательность составляют весьма существенную основу каждого общества. Знать, чего придерживаться вот в чем реализуется элементарный принцип права. Установленная правом норма обычно не только соблюдается как принудительная норма, но и принимается как действующее ценностное представление. Чув |
ждениях граждан, по которым возможно согласие всех или хотя бы большинства. Между тем в демократических государствах совесть индивида может вступать в противоречие с требованием права: полное согласие индивидуальной автономии с государственным правом, как бы к этому ни стремились, недостижимо, ибо суждения совести индивидов нередко противоречивы. В связи с этим Кант разграничивал требования права и побуждения совести и пояснял, что обязательность требования права не предоставляется в каждом конкретном случае на милость индивидуальной автономии. Зачастую само гарантированное государством право обеспечивает предотвращение противоречий с господствующей правовой моралью или индивидуальными побуждениями совести. Возможно возрождение и доправовых норм: господствующая мораль проникает в право при заполнении пробелов закона, а также в пространстве, где текст закона допускает различное толкование. Если основная норма, которую необходимо принять во внимание, может привести к несправедливому результату, обычно остается возможность опротестования правового злоупотребления, что опять же обеспечит учет господствующих ценностных представлений. Предусмотрено и противоречие права побуждениям совести. Примером являются положения об отказе от военной службы по мотивам совести. Конфликты между установленным правом и другими нормами могут иметь юридические решения и для правопорядка в целом. Это происходит, когда нормы социальной морали не только совершают в конкретных правовых нормах отдельные «прорывы» в позитивное право, но и втягиваются как всеобщие принципы справедливости в саму конституционную систему и приобретают общую обязательность государственного закона. Особенно это касается тех случаев, когда конституция использует общепризнанные принципы справедливости (например, гарантии основных прав) в качестве «путеводной нити» для позитивных законов, а суду предоставляется возможность проверять соответ306 собой не просто понятийно-нормативное решение, а изменение состояния тех норм и интерпретаций, которые имеют вероятности государственной реализации. Суммируя сказанное, отметим, что право, безусловно, испытывает влияние господствующих духовных течений, а также изменений социальной морали. С другой стороны, оно в свою очередь воздействует на «этико-правовую среду» и участвует в формировании правовой морали: если законодатель решается на определенную, этически значимую формулировку, тем самым он как правило не только создает определенную обязательную норму принуждения, но и в силу своего авторитета участвует в установлении господствующих этикоправовых взглядов. Такие правовые нормы этико-правовой значимости обнаруживаются, например, в ценностных формулировках конституции, в семейном праве и особенно в уголовном праве. Так, например, в общественное сознание внедряется мысль о безответственности и опасности пьянства за рулем, пробуждается и укрепляется чувство недостойности такого поведения за счет того, что оно уголовно наказуемо. В конкретном плане возможны самые разнообразные взаимоотношения права и господствующей морали. Зачастую законодатель в своих нормах отражает только современные представления о справедливости. Такое законодательное отражение обеспечивает этим ценностным представлениям определенную стабильность в перспективе. При этом, отнюдь, не исключаются изменения социальной морали. Но угроза наказания особенно способствует стабилизации понимания недостойности криминального поведения. В тех вопросах, по которым еще не сформировалось явно господствующее этико-правовое понимание, законодатель через свой закон определяет направление дальнейшего развития господствующих этико-правовых представлений. Так, после революционного перелома конституционные нормы, формулируемые и осуществляемые победившими политическими силами, зачастую участ310 вуют в определении будущих этико-правовых ценностных представлений. И, наконец, возможно, что закон, противоречащий и осуществляющийся вопреки господствующим представлениям о справедливости, предваряет изменение господствующих взглядов. Напряженность между гарантированным правом и отклоняющимися от него господствующими представлениями о спраI ведливости может разрешиться в пользу гарантированного права с соответствующим изменением и перевоспитанием господствующего мнения. Возможность влияния законодателя на господствующую правовую мораль в значительной мере основана на присущих каждому обществу чувстве порядка и потребности в прочной ориентации. Порядок, постоянство, последовательность составляют весьма существенную основу каждого общества. Знать, чего придерживаться вот в чем реализуется элементарный принцип права. Установленная правом норма обычно не только соблюдается как принудительная норма, но и принимается как действующее ценностное представление. Чувство I порядка и потребность в прочной ориентации именно эти факторы направлены на то, чтобы со временем гарантированный государственной властью порядок превратился в справедливый порядок. Сегодня философия и теория права в диалоговой форме стремится выявить предельные универсалии: свобода, право, справедливость, человек и др., а также их основания как мотивы поведения и познавательных актов. Теория и философия права, таким образом, с необходимостью становится неотъемлемым лидером в механизме функционирования правовой кулыуры как единой системы, без которого она не может обрести цельности, обосновать взаимосвязь I права и нравственности, свободы и ответственности, общечеловеческих потребностей и индивидуальных склонностей . Как было показано, все эти проблемы рассматривались и решались в русском правоведении на самом высоком теоретическом уровне, с учетом достижений классической европейской право311 Сальников В.П. Философия права// Философия. Кн. 2. СПб., 1998. С. 139. |