ство порядка и потребность в прочной ориентации именно эти факторы направлены на то, чтобы со временем гарантированный государственной властью порядок превратился в справедливый порядок. Думаем, можно согласиться с суждением о том, что наиболее значительные общетеоретические и методологические предпосылки для решения этих актуальных задач современной этической, социологической, философскоправовой науки были заложены классиками немецкой философии: Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем. 133 0 •-Ч"! |
вуют в определении будущих этико-правовых ценностных представлений. И, наконец, возможно, что закон, противоречащий и осуществляющийся вопреки господствующим представлениям о справедливости, предваряет изменение господствующих взглядов. Напряженность между гарантированным правом и отклоняющимися от него господствующими представлениями о спраI ведливости может разрешиться в пользу гарантированного права с соответствующим изменением и перевоспитанием господствующего мнения. Возможность влияния законодателя на господствующую правовую мораль в значительной мере основана на присущих каждому обществу чувстве порядка и потребности в прочной ориентации. Порядок, постоянство, последовательность составляют весьма существенную основу каждого общества. Знать, чего придерживаться вот в чем реализуется элементарный принцип права. Установленная правом норма обычно не только соблюдается как принудительная норма, но и принимается как действующее ценностное представление. Чувство I порядка и потребность в прочной ориентации именно эти факторы направлены на то, чтобы со временем гарантированный государственной властью порядок превратился в справедливый порядок. Сегодня философия и теория права в диалоговой форме стремится выявить предельные универсалии: свобода, право, справедливость, человек и др., а также их основания как мотивы поведения и познавательных актов. Теория и философия права, таким образом, с необходимостью становится неотъемлемым лидером в механизме функционирования правовой кулыуры как единой системы, без которого она не может обрести цельности, обосновать взаимосвязь I права и нравственности, свободы и ответственности, общечеловеческих потребностей и индивидуальных склонностей . Как было показано, все эти проблемы рассматривались и решались в русском правоведении на самом высоком теоретическом уровне, с учетом достижений классической европейской право311 Сальников В.П. Философия права// Философия. Кн. 2. СПб., 1998. С. 139. |