134 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Преобразование базисных смыслов универсалий культуры и соответственное изменение типа правовой и нравственной культуры, как правило, определяется переломным моментом человеческой истории и связано с трансформацией не только общества и образов мира, но и производимых им типов личностей, их правоотношения, их мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, типов мышления, методов познания и т.п. Порождаются потребности в новых типах нравственно-правовых ориентаций, которые бы обеспечивали адекватную передачу историко-правового и нравственного опыта последующим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия. Эти вопросы могут быть исследованы и найдут свое разрешение лишь на стыке различных дисциплин. Тесная связь имеет место между теорией права, философией права и этикой, которые исследуют принципы человеческих действий как, например, идея свободы, долга, добра и зла. Так, грань между культурологическим, правовым, историко-философским и философским (метафизическим) осмыслением свободы весьма условна. Среди фундаментальных философско-правовых категорий “право” и “нравственность” наиболее интегративные понятия, а потому и особенно сложные для понимания и для практического воплощения в нормах, социальных институтах, процедурах и в отношениях общественной жизни. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме сферы нравственности и права, человечество до сих пор не знает. Особенно актуален вопрос об их отношении в настоящее время, в период глубокого изменения всего комплекса социальных отношений, связанный с переходом от тоталитаризма к обществу открытого типа. Происходит значительное раскрепощение человеческих потенций как в области мысли, так и в формах деятельности, ранее запрещенных, усиление их за счет признания разнообразия потребностей и интересов различных социальных групп, изначальных прав и свобод личности. Тематика философского исследования проблем права, нравственности, свободы личности, условий их реализации в обществе остается неизменно ак |
нову правоведения XIX XX вв. были: свобода и ответственность личности, право и нравственность, ценностные ориентиры в праве, перспективы постулатов естественного права. Сегодня становится отчетливо видно, что «право и мораль представляют собой определенную меру свободы индивида. Взаимосвязь их при этом выражается в том, что право как мера свободы нуждается в моральном самоограничении личности, а мораль в ряде юридических ограничений во имя общественной нравственности»1. Исследование этих фундаментальных категорий в указанном аспекте представляется одним из наиболее перспективных направлений развития российского правоведения. Особенностью развития правовой культуры российского общества на рубеже XXI столетия является четко определившаяся необходимость переосмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов. В этих сложных условиях гуманитарные науки, и правовая наука в том числе, отвечая на запрос времени, могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, сконцентрированный в его вере, нравственных ценностях, особенностях правосознания. Этот опыт нашел свое отражение и осмысление в русской философии права. Ее возрождение должно стать важной предпосылкой целенаправленного формирования правовой культуры личности и общества. Необходимость этого осознается как философами, так и юристами, причем последними даже в большей степени. В этом видится возможность преодоления десятилетиями господствовавшего в нашей науке юридического позитивизма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки. Преобразование базисных смыслов универсалий культуры и соответственное изменение типа правовой культуры, как правило, определяется переломным моментом человеческой истории и связано с трансформацией не только общества и образов мира, но и производимых им типов личностей, их правоотношеЛуковская Д.И. Право и мораль: взаимосвязь и автономия // Государство и право. 1998. №8. С. 117. 283 ния, их мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, типов мышления, методов познания, форм правовой культуры и т.п. Порождаются потребности в новых типах нравственно-правовых ориентаций, которые бы обеспечивали адекватную передачу историко-правового опыта последующим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия. Эти вопросы могут быть исследованы и найти свое разрешение лишь на стыке t различных дисциплин. Тесная связь имеет место между теорией права, философией права и этикой, которые исследуют принципы человеческих действий как, например, идея свободы, долга, добра и зла1. Среди фундаментальных правовых категорий свобода — наиболее интегративное понятие, а потому и особенно сложное для понимания и практического воплощения в юридических нормах, институтах, процедурах и отношениях общественной жизни. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не знает. Особенно актуален вопрос о правовой форме свободы в настоящее время, в f период глубокого изменения всего комплекса социальных отношений, связанный с переходом от тоталитаризма к обществу открытого типа. Происходит значительное раскрепощение человеческих потенций как в области мысли, так и в формах деятельности, ранее запрещенных, усиление их за счет признания разнообразия потребностей и интересов различных социальных групп, изначальных прав и свобод личности. Тематика исследования проблем свободы, условий ее реализации и правовых гарантий в обществе, прав и свобод личности остается неизменно актуальной в постоянно изменяющихся социальных условиях, требующих каждый раз заноI во переосмыслять эти вечные темы. Практически всю историю правовой мысли можно представить как процесс отражения прогресса свободы, осмысления 1Сальников В.П. Философия и право. (Вступительная статья) // А.П.Альбов, Д.В.Масленников. Бытие. Свобода. Право. Монография. СПб., 1997. С. 6. 284 |