т туальной в постоянно изменяющихся социальных условиях, требующих каждый раз заново переосмыслять эти вечные темы. Практически всю историю философско-правовой мысли можно представить как процесс отражения прогресса свободы, осмысления взаимосвязи личности, морали и нравственности, общества и государства. Поскольку одна из центральных для классической философии проблем проблема свободы имеет свое измерение как в области права, так и в сфере нравственности, выступая с этой стороны как результат синтеза этих понятий, представлялось необходимым выявить основания, по которым возможно синтезировать два различных понятия и свести их в единство. Синтез понятий, однако, возможен тогда, когда они имеют единое основание. Определить, действительно ли это единство имеет место, какова его истинная природа, каким образом и в каком взаимоотношении развиваются в пределах этого единства различные по сути понятия правового и нравственного, возможно, на наш взгляд, рассмотрев исторический путь этого развития. Поскольку, однако, реальные процессы развития в обществе отношений нравственных и правовых находили свое отражение в философских, этических и философско-правовых учениях своих исторических эпох, в длительной и духовно насыщенной истории идей, то представлялось, что в целом возможно решить указанную проблему, обратившись к истории наиболее значительных учений прошлого, заложивших основы нашего современного воззрения на эти вопросы. Только историко-философски проанализировав классические правовые и философско-правовые учения, можно рассчитывать на адекватное рассмотрение проблемы отношения права и нравственности. Это должно позволить по-новому взглянуть на многие из укоренившихся стереотипов науки об обществе и государстве, занять такую позицию в отношении права, человека, в отношении нравственных ценностей личности, которая бы вполне соответствовала духу нынешних реформ, в необходимости которых для свободного, здорового развития общества не сомневается почти никто. Нужно отметить, что в целом эта тема недостаточно изучена и в истори135 |
ния, их мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, типов мышления, методов познания, форм правовой культуры и т.п. Порождаются потребности в новых типах нравственно-правовых ориентаций, которые бы обеспечивали адекватную передачу историко-правового опыта последующим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия. Эти вопросы могут быть исследованы и найти свое разрешение лишь на стыке t различных дисциплин. Тесная связь имеет место между теорией права, философией права и этикой, которые исследуют принципы человеческих действий как, например, идея свободы, долга, добра и зла1. Среди фундаментальных правовых категорий свобода — наиболее интегративное понятие, а потому и особенно сложное для понимания и практического воплощения в юридических нормах, институтах, процедурах и отношениях общественной жизни. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество до сих пор не знает. Особенно актуален вопрос о правовой форме свободы в настоящее время, в f период глубокого изменения всего комплекса социальных отношений, связанный с переходом от тоталитаризма к обществу открытого типа. Происходит значительное раскрепощение человеческих потенций как в области мысли, так и в формах деятельности, ранее запрещенных, усиление их за счет признания разнообразия потребностей и интересов различных социальных групп, изначальных прав и свобод личности. Тематика исследования проблем свободы, условий ее реализации и правовых гарантий в обществе, прав и свобод личности остается неизменно актуальной в постоянно изменяющихся социальных условиях, требующих каждый раз заноI во переосмыслять эти вечные темы. Практически всю историю правовой мысли можно представить как процесс отражения прогресса свободы, осмысления 1Сальников В.П. Философия и право. (Вступительная статья) // А.П.Альбов, Д.В.Масленников. Бытие. Свобода. Право. Монография. СПб., 1997. С. 6. 284 |