Проверяемый текст
Альбов, Алексей Павлович. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права : Теоретико-правовой анализ (Диссертация 1999)
[стр. 136]

ко-философской, и в историко-правовой научной литературе.
Нам не приходилось встречать ни одной обобщающей работы по этой теме, не говоря уже о работах фундаментальных, как у нас в стране, так и на Западе (в последнем случае можно, конечно, говорить лишь о литературе, доступной для изучения или знакомой нам по каталогам).
Таким образом, исследование вопроса об историческом развитии данной проблематики нам предстояло в решающей мере проделать самостоятельно, опираясь на результаты, представленные как в указанных выше, так и в других научно-исторических и теоретических работах, но, прежде всего, опираясь на самостоятельное изучение первоисточников работ классиков философской и философско-правовой мысли.
Особенно глубоко категории права и нравственности в их взаимоотношении были осмыслены в немецкой классической философии, когда был достигнут высочайший взлет философской мысли.' Исходным пунктом анализа соотношения права и нравственности в немецкой классической философии послужил тот факт, что в основу нравственноправового учения ее основоположника И.
Канта была положена идея свободы.
На всю последующую философскую, этическую и юридическую науку Кант оказал влияние прежде всего постановкой методологических проблем постижения феномена свободы как основания правовых отношений и разработкой соответствующего инструментария познания.
Субъектом свободы у Канта выступает автономная личность, действующая на основании имманентного нравственного закона.

И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе.

Как показал кантовский анализ, личность может реализовать свою свободу лишь тогда, когда она следует велению нравственного закона и сознательно подчиняется нормам права.
Необходимость следовать нравственным законам выступает для личности как долг.
Понятие долга занимает центральное место в практической философии Канта.
Этот, намеченный кантовской методологией ход мысли, начинающий 136 С -* * 1Нерсесянц B.C.
Философия права.
М., 1997.
С.
510-517
[стр. 26]

свободы.
Понятие свободы выступает как ключ к объяснению автономии воли, понятие которой составляет исходную позицию учения Канта о праве.
«Если предполагают свободу воли, писал немецкий ученый, ставя проблему обоснования свободы как методологическую проблему, то достаточно расчленить понятие свободы, чтобы отсюда следовала нравственность вместе с ее принципом»1.
И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе.

Лишь в ней человек находит свое абсолютное самосознание.
«Истинное призвание права надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.
В этом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права»2.
На всю последующую философскую и юридическую науку, как западную, так и русскую, Кант оказал влияние прежде всего постановкой методологических проблем постижения феномена свободы как основания правовых отношеЛ ний и разработкой соответствующего инструментария познания .
Субъектом свободы у Канта выступает автономная личность, действующая на основаниис имманентного нравственного закона.

Значение кантовской теории свободной суверенной личности для конституализации современной науки о праве отмечали русские юристы.
В частности И.В.Михайловский писал: «Кант первый дал философское обоснование самоцельности личности, ее нравственной автономии.
Только с этого момента и можно говорить об идее права»4.
Рассматривая вопрос о значении нравственно-правового учения Канта о личности и о его месте в истории философии права, П.И.
Новгородцева отмечал: »...
западная философия права прекрасно отдает себе отчет в том, что, помимо права как Кант И.
Критика практического разума.
СПб., 1995.
С.
105.
2Тихомиров Ю.В.
Основы философии права.
М., 1997.
С.
430.
3Ebert Т.
Freiheitsbegriffin Hegels Logik.
Munchen, 1969.
S.
14.
Михайловский И.В.
Очерки философии права.
Т.
1.
Томск, 1914.
С.
188.

[Back]